Сюжет картины «Дюна» вращается вокруг борьбы за лидерство на Арракисе – единственной планеты, на которой есть меланж – вещество, продлевающее жизнь, наделяющее употребившего его человека сверхспособностями и делающее межзвёздные путешествия реальностью.
У фильма есть лишь один существенный недостаток, которую прекрасно понимал и режиссёр Дени Вильнев – масштабной истории слишком тесно в рамках двух с половиной часов. Те, кто читали книгу, понимают, что действие фильма заканчивается даже не в середине, а раньше.
Дени Вильнёв, режиссёр из Канады, мечтал снять фильм по культовому роману Фрэнка Герберта «Дюна» (1965) с тех пор, как прочёл его ещё мальчишкой в возрасте около 12 лет. В течение многих десятилетий книга считалась неэкранизируемой из-за ее грандиозного масштаба. За это время вышли две независимые экранизации: фильм 1984 года, продюсера Рафаэллы де Лаурентис и режиссёра Дэвида Линча и мини-сериал 2000 года канала Sci Fi, продюсера Ричарда П. Рубинштейна.
Дени Вильнёв, начинавший с малобюджетных проектов, уже довольно давно делает гигантские фильмы, как свои авторские высказывания и его сиквел «Бегущего по лезвию» и фильм «Прибытие» тому подтверждение. Каждый кадр – эстетическое наслаждение для глаз. Вильнёв часто использует в кадре контраст малого и большого, демонстрируя зрителю, каким маленьким на самом деле оказывается человек на фоне пустынных барханов или огромных космических кораблей.
«Признаюсь честно, — говорит Дени Вильнев, — смотреть «Дюну» на телевизоре или мониторе — это как кататься на скоростном катере по своей ванне. Мне кажется, это просто смешно. Фильм задумывался как дань уважения большому экрану и большому кино».
Звуковой дизайн
Композитором фильма выступил Ханс Циммер, который также как и Дени Вильнев большой поклонник оригинальной книги. Его мотивы способствует погружению в тревожную, зловещую атмосферу Арракиса.
Даже не саундтрек играет на погружении зрителя в мир «Дюны», а звук – пульсирующие мелодии, напоминающие шаманские песнопения звуки, напряжённые мотивы с настоящей волынкой и мягкими струнными. А иногда умелое использование полного отсутствия звука, для создания еще большего напряжения у зрителя.
Кажется, автор музыки к «Началу», «Интерстеллару», «Тёмному рыцарю», «Дюнкерку» и многим другим постановкам создал ещё один завораживающий саундтрек.
Кастинг
Кастинг в фильме совершенно превосходный. Тимоти Шаламе – идеальный кастинг для героя, который из молодого и талантливого, но не уверенного в себе человека превращается в харизматичного лидера и пророка. Ребекка Фергюсон прекрасна в роли матери, являясь эмоциональной составляющей этого фильма. Оскар Айзек (отец Пола), Джейсон Мамоа (без бороды!), Дейв Батиста, неузнаваемые Стеллан Скарсгард и Хавьер Бардем оказались гармоничны в своих ролях.
Мир пустынной «Дюны»
Мир, в котором происходит действие «Дюны», это мир технологический по форме и абсолютно архаичный и мистический по своей сути. Это мир далекого будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и компьютерных технологий. И как следствие, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В сюжете иносказательно демонстрируются экологические проблемы Земли, нефтяные войны, губительная сила жажды власти.
Фильм, несмотря на большой хронометраж, не выглядит затянуто. За два с лишним часа дается исчерпывающее представление об устройстве этого мира, судьбе главного героя, политических перипетиях и устройсте мира «Дюны».
Интересные факты
- Съёмки фильма проходили в Венгрии, Норвегии (океаны на Каладане), ОАЭ, Австрии и Словакии. Сцены пустынь на Арракисе снимали в основном в Иордании и в Абу-Даби.
- Режиссёр Дени Вильнёв представлял себе барона Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард) как «носорога в человеческом обличье». Каждый день перед съёмками актёр проводил по 7 часов в кресле гримёра.
- По словам режиссёра Дени Вильнёва, на разработку образа гигантских песчаных червей Арракиса ушёл год.