Ай Вэйвэй — удивительно анархичная личность, очень бунтарская, он самый известный на сегодняшний день китайский художник, и известен он не только своими работами, но и своей гражданской позицией.
Как мы помним, Китай — это авторитарная страна, где быть бунтарем и диссидентом очень сложно, где любое инакомыслие пресекается репрессиями со стороны властей.
Что мы здесь видим на этой серии снимков? Ай Вэйвэй берет реальный археологический артефакт, вазу династии Хань, которой было около 2000 лет, и просто разбивает её на фотографии. Художник разбил две урны стоимостью в несколько тысяч долларов, чтобы завершить эту серию фотографий, поскольку на первом снимке не удалось запечатлеть падение урны.
К слову, Ай Вэйвэй не только разбивал вазы, но еще и раскрашивал их, тем самым уничтожал их культурную ценность. На других вазах он рисует логотип Coca-Cola. Ай Вэйвэй вообще часто использует керамику в творчестве.
Злободневный вопрос — что в общем-то хотел сказать автор?
Для того, чтобы понять автора, перенесемся в конец пятидесятых. В это время отец Ай Вэйвэя, выдающийся китайский поэт Ай Цин, был репрессирован во время великой китайской культурной революции и не печатался до реабилитации* в 1978 году (после сметри Председателя Мао Цзэдуна).
*«Бунтари» уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов.
Эти события оказали на Ай Вэйвэя очень большое влияние, он глубоко анализировал китайскую политику и историю. Во время культурной революции был лозунг «Чтобы создать новое, надо разрушить старое». Ай Вэйвэй в своем перформансе «разрушает старое». Данным эпатажным жестом китайский мастер хотел показать, насколько неверным является стремление китайских властей построить новый мир, уничтожив старый.
В то же время художник поднимает вопрос о том, что такое ценность как таковая. Ай Вэйвэй говорит, что мы сами наделяем определенные объекты ценностью. Он поднимает вопрос — где находится наиболее объективная грань того, что такое высокая культура и что такое низкая культура.
Протест в Майами: художник разбил вазу Ай Вэйвэя
В Музее Искусств в 2014 году проходила выставка Ай Вэйвэя «Согласно чему?», среди экспонатов – работа под названием «Роняя вазу династии Хань», на которой изображен сам художник, разбивающий древнюю вазу. Это вазу и разбил художник из Флориды Максимо Каминеро в знак протеста.
«Я сделал это ради местных художников в Майами, чьи работы никогда не выставляют в музеях здесь, - пояснил Каминеро. - Музеи Флориды уже потратили миллионы долларов на то, чтобы показать работы иностранных художников».
Узнав о случившемся, Ай Вэйвэй завил, что художники не должны уничтожать работы других художников.
Конечно, тут вы можете подумать: «Удивительная вещь: Ай Вэйвэй разбил вазу династии Хань — и стал самой влиятельной арт-персоной, а Каминеро разбил вазу Ай Вэйвэя и был осужден общественностью». На этот вполне логичный вопрос ответил в своем интервью Би-би-си Ай Вэйвэй, он заявил, что он бил вазы при «несколько других» обстоятельствах.
«Вазы, с которыми я работаю, не принадлежат музею и не являются чужой собственностью. Я никогда не пытался уничтожить музейный экспонат. Эти вазы принадлежат мне. Он может швырять все, что ему захочется, но не собственность других людей», - сказал Ай.
На досуге
Кстати, советуем посмотреть вам фильм «Ай Вейвей: Никогда не извиняйся» (Ai Weiwei: Never Sorry). Кино так названо не случайно!
«Нельзя просто заявить что система гнилая. Нужно через нее пройти и показать это во всех подробностях. Это единственный способ подвергнуть ее обоснованной критике».