Современное искусство от Arthope
Перформанс

Элиза Беннетт и цена невидимого женского труда

В 2012 году британская художница Элиза Беннетт (Eliza Bennett) создала работу, которая заставила зрителей по-новому взглянуть на невидимый труд женщин. Ее проект «A Woman’s Work is Never Done» («Женская работа никогда не заканчивается») – это одновременно перформанс, скульптура и высказывание о гендерных ролях.

Швы как символ труда

Беннетт вышила узоры… на собственной коже. В течение нескольких часов она вручную наносила стежки на ладонь, превращая ее в подобие ткани, изборожденной нитями. Результат – нежная, но болезненная «вышивка», напоминающая о монотонном, часто неблагодарном труде, который традиционно ложится на женщин: уборка, готовка, забота о детях, эмоциональная работа.
Этот жест можно прочитать как метафору: женские руки, израненные трудом, становятся полотном, на котором общество вышивает свои ожидания.

Между ремеслом и перформансом

Беннетт работает на стыке текстильного искусства и боди-арта. Ее метод отсылает к традиционным «женским» видам творчества – вышивке, вязанию, – но доводит их до крайности, превращая в акт самоистязания.
Прошло больше десяти лет с момента создания работы, но она не теряет силы. В эпоху дискуссий о гендерном неравенстве в оплате труда и распределении домашних обязанностей, жест Беннетт звучит особенно резко.
«A Woman’s Work is Never Done» – это не просто арт-объект. Это вопрос: сколько еще общество будет воспринимать женский труд как данность? И когда наконец перестанет быть нормой, что он «никогда не заканчивается»?