Современное искусство от Arthope
Фотография

Мотоциклы, несущие тяжести повседневной жизни, на фотографиях Ханса Кемпа

Фотограф Ханс Кемп (Hans Kemp) создал увлекательную серию фотографий под названием «Bikes of Burden» — фотографии, на которых жители Вьетнама передвигаются на мотоциклах, загруженных огромным количеством вещей.
«Когда я впервые решил фотографировать мотоциклы Вьетнама, я мало что ожидал от этого проекта. Но первая серия из 146 фотографий вызвала отклик как у жителей Вьетнама, так и у гостей. Даже люди, никогда не бывавшие в стране, восхищались смелыми навыками этих бесстрашных мотогонщиков. Вьетнам без мотоциклов так же немыслим, как Франция без багетов».
Серия из 146 фотографий, впервые опубликованная в одноименной книге в твердом переплете в 2003 году, вызвала отклик как у жителей Вьетнама, так и у гостей Вьетнама. Даже люди, никогда не бывавшие в стране, восхищались смелыми навыками этих бесстрашных водителей мотоциклов. Книга «Bikes of Burden» была продана тиражом более 100 000 копий по всему миру (и эта цифра продолжает расти).
Ханс Кемп
Ханс Кемп

Интервью

В 2021 году была опубликована беседа главного редактора мотожурнала Roll-On А. Меревской с фотографом, создателем уникальной книги о байкерах во Вьетнаме «Bikes of Burden» Хансом Кемп.
Вероятнее всего вам доводилось, общаться с местными водителями мотоциклов и мопедов. Может они вам рассказывали, как им удается перевозить такие тяжелый, объемный, и подчас немыслимые грузы: огромные зеркала, множество ящиков со стеклянными бутылками, десятки животных и многое другое. Ведь такие даже не в каждую машину влезет, а они это делают на мотоциклах.

У вьетнамцев очень сильная позиция «все можно сделать». Как говорится, в основном это вызвано необходимостью, матерью всех изобретений. Когда я начинал снимать эту серию, мотоциклы были предпочтительным видом транспорта. Автомобили были в основном не по карману, а мотоциклы могли с относительной легкостью маневрировать по перегруженным улицам и маленьким переулкам. Так что местные водители справлялись, потому что должны были справляться.
Ханс Кемп
Каким образом у этих водителей мотоциклов получается балансировать на очень оживленной дороге? Вести объемный груз, ехать в потоке других транспортных средств, умудриться не упасть с мотоцикла, никого не сбить, при этом одновременно следить и за дорогой и своим багажом. Может у них есть такие методы езды на мотоцикле?

Практика, я думаю. Я уверен, что иногда все идет не так, но если от этого зависят ваши средства к существованию, вы быстро учитесь.
Ханс Кемп
Как обстоит обстановка на дорогах Вьетнам? Соблюдаются ли там правила дорожного движения? Есть ли какие-то ограничения, то есть что можно перевозить, что нельзя, где и на чем можно ездить, где нельзя?

Когда я создавал фотосерию «Bikes of Burden», то единственными правилами, которые существовали, были правила улицы. Неписаные, но так или иначе, в большинстве случаев, они работали. Здесь было очень мало светофоров, и движение транспорта, пересекающего друг друга, было почти органичным. Если вы хотели перейти улицу как пешеход и ждали, когда откроется проезд, то могли ждать часами. Поэтому лучшим вариантом было начать переходить дорогу, медленно идти вперед и никогда не останавливаться. Мотоциклы предугадывали ваши движения и объезжали вас. По началу это очень пугало, так как ты никогда не делал так раньше, но со временем осваиваешься, и все становится нормальным.

Позже, по мере развития страны, появилось больше правил. Их целью было ограничить количество дорожно-транспортных происшествий. Когда миллионы мотоциклов ездят по улицам Сайгона, обязательно случаются аварии. Поэтому появилось больше светофоров и был введен закон о ношении шлемов.

По мере развития экономики появлялось все больше автомобилей и все больше товаров перевозилось легкими грузовиками, поэтому в то время стало возможным немного ограничить перевозку грузов на мотоциклах. Но даже сейчас мотоциклы по-прежнему важны для экономики.
Ханс Кемп
Если я не ошибаюсь вы много путешествуете. Доводилось вам где-то в других странах видеть, чтобы вот также, как во Вьетнамки, использовали мотоциклы?

Мотоциклы используются во многих частях Азии, но концентрация во Вьетнаме является чем-то уникальным. На данный момент в стране насчитывается около 45 миллионов велосипедов при населении 93 миллиона человек. Таким образом, Вьетнам действительно уникален по количеству мотоциклов. Конечно, велосипеды используются для перевозки в Камбодже, Китае, Индии и т.д., но не в такой концентрации, как во Вьетнаме.
Ханс Кемп