Современное искусство от Arthope
Живопись

«Могила борцов» Рене Магритта

«Могила борцов», Рене Магритт
Исследователь, мыслитель и философ Рене Магритт был известен благодаря своим достижениям в сюрреализме. Каждое его полотно таит в себе скрытые смыслы связей между предметами. Пытаться их понять не стоит, ведь правильного ответа на заложенные в его картинах загадки нет.
При виде «Могилы борцов» Рене Магритта (1960) сложно поверить, что на написание этой картины никак не повлияла великолепная «Медитативная роза» Сальвадора Дали, написанная двумя годами ранее. Скорее всего, Магритт видел работу Дали и, очень может быть, взял её на заметку - однако источники вдохновения в том и другом случае были совершенно разные.
Если «Медитативная роза» Дали появилась как дань католической вере, ярым приверженцем которой называл себя в то время Дали (роза - цветок-символ Девы Марии) - то роза Магритта призвана украшать могилу героев, яростно католицизму противостоявших, а именно революционеров-коммунистов.
Роза в контексте картины призвана символизировать совокупную кровь, пролитую всеми борцами за светлое будущее человечества, и алый цвет её как нельзя более уместен - хотя, если совсем уж придерживаться революционной классики, Магритту следовало бы изобразить гвоздику.
Вдохновением для создания «Могилы борцов» послужил разговор Магритта с Гарри Торчинером, нью-йоркским юристом и поэтом, состоявшийся в 1960 году. В ходе беседы обсуждалось творчество советских художников-ташистов.
Магритту ташизм не нравился: «Они рисуют белым по белому и считают, что это достижение». В ответ Торчинер предложил ему нарисовать «белую розу в белой комнате с окном, выходящим на покрытый снегом пейзаж». Работа, которую вы видите перед собой, - это то, что создал Магритт в ответ на этот вызов, сведя заявленное количество белого к максимально возможному минимуму.
Название картины, которое Магритт взял из романа французского писателя-символиста Леона-Алиниена Кладеля «Ompdrailles, le tombeau des luteurs», выглядит вполне подходящим: подобно огромной розе, борца за торжество революции, осиянные великой идеей представляют собой нечто «грандиозное», неимоверно более крупное, значительное и важное, чем их маленькие мертвые тела.
1960 г. Холст, масло. Размер: 70×100 см. Частная коллекция.