Современное искусство от Arthope
Живопись

Картина Франческо Мельци «Флора» — одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса

На картине изображена римская мифологическая богиня весны и цветов Флора – популярная героиня и классического искусства, и искусства эпохи Возрождения. В античной мифологии Флора – супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений, которая питает и дает жизнь.

Франческо Мельци Флора
Франческо Мельци «Флора»

Произведение создано в лучших традициях школы Леонардо да Винчи, любимым учеником и наследником которого был Франческо Мельци в 1520 году – мягкая прозрачная светотень, моделирующая форму, изысканная сдержанность цветового решения, легкая полуулыбка, таящаяся в углах губ героини.

В коллекцию императорского Эрмитажа картина попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци. Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора». Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: на коленях у красавицы белый жасмин, а в левой руке она держит цветок аквилегии - водосбора, в Европе называемого "коломбиной", что и дало название картине.

Вообще, Франческо Мельци — один из самых загадочных художников своего времени. Есть только две достоверные его работы — рисунок и подписной портрет. Что касается «Флоры» и берлинских «Вертумна и Помоны» — они традиционно приписываются ему, но однозначных подтверждений авторства Мельци нет.

Символика


Франческо Мельци Флора
Жасмин в руке у Флоры

Растения, окружающие Флору, имели символическое значение для зрителей 16 и 17 веков. Рассмотрим картину подробнее: камни таинственного грота, в котором находится Флора, покрыты разнообразными травами и цветами. Грациозно повернув голову, она рассматривает аквилегию - цветок, олицетворяющий плодородие. Жасмин в ее правой руке символизирует чистоту. Анемоны в складках ее плаща в левом нижнем углу изображения олицетворяют возрождение. В Древней Греции анемоны также были цветком ветра; эти цветы таким образом также ссылаются на то, что Флора была замужем за Зефиром , богом Западного Ветра . Плющ в правом верхнем углу символизирует вечность, а папоротник в левом верхнем углу отражает уединение грота.

Реставрация


Франческо Мельци Флора
Картина до реставрации

Флора была написана на деревянной доске, которую в девятнадцатом веке перенесли на холст. Техническое состояние картины до начала реставрации не вызывало опасений, тогда как авторская, насыщенная цветом живопись, в результате многократных поновлений, была скрыта под толстым слоем разновременных сильно пожелтевших, местами помутневших лаков. Это искажало представление о колорите и нарушало цветовую гармонию композиции. Практически неразличимы были детали заднего плана. Накидка Флоры казалась плоским локальным сине-зелёным пятном.

В 2019 году картина прошла реставрацию М.В. Шулеповой, художником-реставратором первой категории Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. В ходе реставрациибыли удалены слои старого лака, что позволило открыть яркие цвета одежды и многочисленные детали фона: стены грота, мох, пышную растительность.

Франческо Мельци «Флора»
Картина после реставрации

Исследования показали, что в ходе предыдущих реставраций был подправлен контур лица. А еще — что первоначально фигура была изображена без одежды, и только в процессе работы добавились платье и плащ. И что обильные узоры на платье появились значительно позже, ранний узор был проще и легче.

«Думаю, художник первоначально написал ее обнаженной, потому что искал форму фигуры, — рассказала Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. — А вот когда появился новый узор на ткани, установить сейчас невозможно.