Современное искусство от Arthope
Street Art

Кто мы? Откуда? Куда мы идём? Поль Гоген и Тима Радя

тима радя, кто мы откуда куда мы идем
Какая связь между Поль Гогеном и Тимой Радя? Почему их вопросы фундаментальные? И как их решить?

Начнём с Поль Гогена

Поль Гоген Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897–1898
Перед тем как покончить жизнь самоубийством из-за жизненных трудностей, Поль Гоген решил написать картину, которая стала бы его последним шедевром: «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». Эту работу нужно “читать” справа налево: с новорождённого младенца, далее затрагивая остальной жизненный цикл и заканчивать старой женщиной, которая находится на пороге смерти. Цвета на картине жёлто-зелёные, которые навевают некоторую болезненность всей жизни, происходящей на картине.
После окончания художнику не удалось закончить жизнь самостоятельно, потому что его тело отвергло мышьяк. Но что самое интересное, после этого Гоген почувствовал желание жить и трудности его жизни были устранены.
Таким образом, Поль Гоген ответив на свой вопрос, закрыл свой экзистенциальный кризис. Он дошёл до крайней точки, перед тем как решить вопрос своего существования. Смотря на пример художника, можно сказать о том, что перед наступлением белой полосы необходимо пройти тёмный, тяжелый и не самый приятный период, но потом всё станет лучше и краше.

Тима Радя

тима радя кто мы откуда куда мы идем
Тима Радя, «Кто мы? Откуда? Куда мы идём?»
Нам мало что известно о личной жизни этого художника, но один из самых интересных фактов, который объясняет как минимум работу “Кто мы, откуда, куда мы идём?”, это то, что Тима Радя учился на философском факультете Уральского Федерального Университета.
Сам художник на своём сайте пишет: “Я встречал этот вопрос несколько раз. Впервые — во время учебы на философском факультете, потом — в одноименной песне П.Т.В.П. Помнил, думал о нём, иногда ввязывался в обсуждение. Но сейчас, когда мы столкнулись лицом к лицу, я понял, что попал”.
К роли философии в данных работах мы перейдем позже, сейчас хотелось бы углубиться в историю создания.

На крыше Уральского приборостроительного завода, где расположилась работа художника, ранее находилась надпись “Слава труду!”, которая прославляла ценности Советского Союза. В этой надписи есть призыв людей к труду, а самих людей в надписи нет. Данная ситуация отражает политическую ситуацию в стране. И вот, приходит Тима Радя (в ходе проведения Уральской Биеннале) и на здании, которое транслировало ранее ценности партии, ставит вопрос, который посвящен не только политике, но личному переживанию каждого смотрящего. Местоимение “Мы” совсем не пугает, оно затрагивает не только вопрос общества но и позволяет окунуться в личную драму.
Тима Радя о вопросе пишет следующее: “Как работает вопрос? Сначала кажется, что он устроен как заклинание. Но на деле это надежный и точный механизм. Я использую вопрос как навигационную систему: три ответа позволяют ориентироваться мгновенно, обращаясь одновременно к настоящему, прошлому и будущему. Пользуясь этими тонкими, но прочными связями можно преодолеть время (как тот корабль), иначе время преодолеет тебя”.
И сейчас самое время напомнить о Гогене.
На примере Поль Гогена мы видим, что отвечая на свой вопрос, при этом полностью утонув в нём, прочувствовав всю боль и бессмысленность существования, только после этого можно найти ответ на него, или ответ появится сам. Или менее травматичным, но тоже эффективным способом решения этого вопроса является философия. Разные философские учения будь то даосизм или экзистенциализм могут помочь решить человеку главный вопрос в данной статье. Каждый может выбрать то, что ближе и что нравится ему больше всего. Философия и искусство имеют связь, и важно изучать не только искусство, но и философию. Потому что эта фундаментальная наука наполнит новыми смыслами любое произведение художественного творчества.