Современное искусство от Arthope
Фотография Живопись

Альфонс Муха и фотография

Картины Альфонса Мухи – ода женскому обаянию. Его женщины — пленительные пышноволосые богини, источающие томление и негу. Мимолетное движение, небрежная поза, изящный жест схвачены художником с поразительной точностью. Не умаляя таланта и личного мастерства автора, раскроем небольшой секрет — Муха был увлечен фотографией, которая стала настоящим подспорьем в его работе.
Живопись и фотография в 19-м веке были тесно связаны между собой. Первоначально фотография тяготела к традиции живописи золотого века, но вскоре она освободилась и сама стала влиять на живопись и другие виды изобразительного искусства. Художники для создания сложных композиций зачастую использовали фотографию в качестве метода изучения и построения фигур и драпировок, аранжировки сцен и пейзажей.

Фотографии Мухи делятся на три вида: фотографии натурщиков для использования их в живописи; фотографии, сделанные в путешествиях, в первую очередь на Балканы и в Россию, и фотографии семьи и друзей. Коллекция Фонда Мухи содержит фотографические документы: готовые снимки, проявленные и напечатанные им самим с пометкой, что они предназначены для живописи, и негативы, как на стекле, так и на плёнке.
Муха начал заниматься фотографией в Мюнхене и с годами добился многого в различных видах этого искусства. Он занимался уличными съемками во время поездок (Мюнхен — 1880-е годы, Париж, Москва — 1913 год); делал портреты и автопортреты; фотографировал в своей студии друзей и членов семьи; снимал пейзажи, делал этюды с моделей; создавал сложные композиции для картин Славянской эпопеи. Фотографии Мухи нельзя расценивать как простое дополнение к графике. Они, разумеется, вполне отвечая художественным запросам Ар Нуво, раскрывают свойства, присущие уникальному и независимому творчеству. Это подтверждается не только техникой, но и присутствием на снимках неидеальной, часто физически несовершенной натуры.

Старинные фотокамеры требовали продолжительной экспозиции кадра, и порой съемка превращалась в довольно изнурительный процесс как для фотографа, так и для моделей, вынужденных подолгу застывать в неестественных позах. Тем не менее, многие кадры, сделанные Мухой, лишены салонной статичности и поражают своей непосредственностью. Снимал Муха без каких-либо приспособлений или искусственного освещения, доверяя рассеянному свету в своей мастерской. Он всегда сам проявлял снимки в импровизированной тёмной комнате и сам печатал при дневном свете. Он не увеличивал снимков, контактные отпечатки вполне удовлетворяли его.
Фотографии с удивительной точностью показывают, что таится по ту сторону зеркала, мы видим ключевые фигуры Belle Epoque: улыбающихся молодых женщин, чьи лица и фигуры порой довольно грубы. Для Мухи фотографии не являлись искусством, он делал их без приукрашивания, как получилось, так и получилось. Другое дело в графике; плакаты Мухи всегда отличаются элегантностью, его пастели чрезвычайно выразительны, они лишь далёкое эхо фотографий. Стоит вспомнить, что в те времена другие фотографы снимали и печатали свои снимки, прибегая к различным техническим уловкам, чтобы скрыть нежелательный натурализм оригиналов. Муха не ставил такой цели, его фотографическое наследие представляет собой уникальный пример съёмки этого периода — конца 19-го — начала 20-го века.