Современное искусство от Arthope
Перформанс

Когда комфорт становится искусством: Sarah Ross — Archisuits, 2005–2006

Американская художница Сара Росс придумала необычный способ поговорить с городом — буквально примерить его на себя. В проекте Archisuits она создала четыре костюма, каждый из которых идеально подходит к тем местам, где, казалось бы, отдыхать невозможно.
Эти костюмы — мягкие, с выступами и формами, повторяющими очертания «враждебной архитектуры»: скамеек с подлокотниками, наклонных поверхностей, разделённых пространств. Такая архитектура придумана не для людей, а против них — чтобы никто не мог прилечь, задержаться, просто отдохнуть.
Враждебная архитектура, также известная как «архитектура, направленная против бездомных», — это практика намеренного возведения в городах неудобных и грубых сооружений, чтобы помешать бедным и бездомным использовать их в качестве временных мест отдыха. Примерами служат наклонные скамейки, шипы под дорогами, раздельные скамейки и огороженные решётки. Однако этот враждебный подход к городскому планированию быстро распространился и на других горожан, лишая их комфортных и доступных общественных пространств и пешеходных дорожек.
Объясняя концепцию своего подхода, художница пишет: « Эти костюмы […] позволяют человеку вписываться в конструкции, призванные их отрицать, или на них находить. Проект рассматривает архитектуру как орудие закона, форму, которая использует искусственную среду для контроля и надзора за расовыми, классовыми и гендерными телами. Архикостюмы предполагают, что человек может сопротивляться не просто присутствием, а присутствием комфортным и неторопливым».
Сара Росс называет свои костюмы «носимой архитектурой для отдыха в общественных местах». Она делает невозможное возможным: превращает дискомфорт в уют, запрет — в приглашение. Её работа — не просто одежда и не просто протест. Это тихий, но выразительный способ показать, как пространство формирует наше поведение и свободу.

Так искусство становится инструментом разговора о городе, теле и правах человека. Сара заставляет задуматься: если человеку нужен костюм, чтобы посидеть на скамейке — что-то в нашей архитектуре пошло не так.