Как развивалось искусство в условиях пандемии до технической революции? Поговорим о том, какие культурные процессы происходили во время прошлых эпидемий и как рефлексировали художники в рамках такой непростой ситуации в обществе.
Однако в период пандемии т.н. «испанского гриппа» 1918–1920 годов, далеко не всегда создавались мрачные картины. Более того, большинство живописных произведений, написанных такими европейскими художниками, как Мунк, Г. Климт, в тот краткий период, буквально пестрят разнообразием и яркостью красок. И даже более монохромные работы не кажутся мрачными в силу использования достаточно светлых красок (Э. Шиле). Этот феномен «ярких картин», требует особого внимания. Что побудило художников писать яркие, красочные картины в настолько тяжелой ситуации?
Густав Климт (1862–1918) в одной из своих центральных картин «Смерть и жизнь» (1910–1915) как будто предсказал эпидемию, закончив свое полотно за несколько лет до пандемии, охватившей мир в первой четверти 20 века. У этого художника необычайно четко читается идея контраста, которая проявляется уже в названии. Земную жизнь он показывает светлой, красивой и разнообразной, словно утверждая: «наслаждайтесь, жизнь удивительна и прекрасна», при этом намекая, что она важнее, чем загробная. Это он делает приемом уменьшения изображения смерти-скелета, с ехидной улыбкой поглядывающего за счастливыми живыми героями правой части полотна. Так, жизнь «во время чумы» представляется бесконечно длящейся, эпидемией она не заканчивается.
Картина не выглядит гнетущей, несмотря на тяжелую историю, которая за ней стоит. Светлые фигуры матери и пухлого ребенка совсем не выглядят болезненными, их кожа сияет на свету. Неспокойную обстановку в мире передает мрачный фон, на котором изображено «святое семейство». Возможно, этими контрастами светлого и темного автор хотел показать любовь и стойкость людей, их противоборство с болезнью.