Современное искусство от Arthope
Живопись

Каким было искусство во времена пандемии «Испанки»

Испанский грипп, цвет и композиция в живописи, Э. Мунк, Э. Шиле, Г. Климт.
Как развивалось искусство в условиях пандемии до технической революции? Поговорим о том, какие культурные процессы происходили во время прошлых эпидемий и как рефлексировали художники в рамках такой непростой ситуации в обществе.
Мрачные картины смерти, поражающей огромное количество людей болезни, всеобщего страха, отчаянья и уныния, грязи, полного беспросветного ада представляются при упоминании пандемий прошлого (чумы, холеры и пр.). Именно подобные образы возникали в произведениях живописи и графики прошлых эпох, особенно средневековья.

Однако в период пандемии т.н. «испанского гриппа» 1918–1920 годов, далеко не всегда создавались мрачные картины. Более того, большинство живописных произведений, написанных такими европейскими художниками, как Мунк, Г. Климт, в тот краткий период, буквально пестрят разнообразием и яркостью красок. И даже более монохромные работы не кажутся мрачными в силу использования достаточно светлых красок (Э. Шиле). Этот феномен «ярких картин», требует особого внимания. Что побудило художников писать яркие, красочные картины в настолько тяжелой ситуации?
Как правило, в монографических исследованиях о названных выше мастерах, лишь упоминается биографический факт болезни, но не анализируется влияние этого фактора на творчество. Картины подобного содержания сейчас часто фигурируют в социальных сетях, но без всякого искусствоведческого комментария.

Густав Климт (1862–1918) в одной из своих центральных картин «Смерть и жизнь» (1910–1915) как будто предсказал эпидемию, закончив свое полотно за несколько лет до пандемии, охватившей мир в первой четверти 20 века. У этого художника необычайно четко читается идея контраста, которая проявляется уже в названии. Земную жизнь он показывает светлой, красивой и разнообразной, словно утверждая: «наслаждайтесь, жизнь удивительна и прекрасна», при этом намекая, что она важнее, чем загробная. Это он делает приемом уменьшения изображения смерти-скелета, с ехидной улыбкой поглядывающего за счастливыми живыми героями правой части полотна. Так, жизнь «во время чумы» представляется бесконечно длящейся, эпидемией она не заканчивается.
пандемия, испанка, смерть и жизнь, Густав Климт
Густав Климт (1862–1918) Смерть и жизнь, 1910–1915. Холст, масло. 180,5x200,5 см. Музей Леопольда, Вена, Австрия
Картина Э. Шиле (1890–1918) «Семья», в какой-то мере, перекликается с идеями Г. Климта, чьим последователем он был. Написанная в 1918 году незадолго до его смерти, она представляет собой портрет членов его молодой семьи из 3 человек, чьи жизни унесет «испанка» – самого художника, его жены Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Спокойная атмосфера картины не совсем характерна для произведений художника-экспрессиониста. Автор как будто уже догадывался, что его жены и сына не станет, поэтому во время болезни он писал ее образ с другой женщины, а сына – с племянника Тони.

Картина не выглядит гнетущей, несмотря на тяжелую историю, которая за ней стоит. Светлые фигуры матери и пухлого ребенка совсем не выглядят болезненными, их кожа сияет на свету. Неспокойную обстановку в мире передает мрачный фон, на котором изображено «святое семейство». Возможно, этими контрастами светлого и темного автор хотел показать любовь и стойкость людей, их противоборство с болезнью.
Эгон Шиле, Семья, испанка, пандемия
Эгон Шиле (1890–1918) Семья, 1918 г. Холст, масло. 152×162 см. Верхний Бельведер, Вена
Эдвард Мунк (1863–1944) – один из известнейших в западном искусстве мастеров, «певец жути и мрака», на себе прочувствовал все тяготы болезни «испанки» и смог их достаточно полно отразить в двух своих «Автопортретах с испанским гриппом» (1919). Оба они написаны в свойственной Мунку технике, характеризующейся экспрессивным движением разнонаправленных мазков и разнообразным колоритом. У художника есть и третья картина, посвященная этому тяжелому периоду – «Автопортрет после испанского гриппа» (1919), в которой он изобразил себя после перенесенной болезни. Она менее яркая, но все же в духе двух предшествующих. Очевидно, особая красочность картин периода болезни связана как с давно сложившимся стилистическим особенностям живописи Э. Мунка, так и с его «лихорадочным» и болезненным состоянием.
Эдвард Мунк, Автопортрет, автопортрет Мунка, пандемия, испанка
Эдвард Мунк (1863–1944) Автопортрет во время «испанки», 1919 г. Холст, масло. 150,5×131 см. Национальная галерея Осло, Норвегия
Эдвард Мунк, Автопортрет, автопортрет Мунка, пандемия, испанка
Эдвард Мунк (1863–1944) Автопортрет во время «испанки», 1919 г. Холст, масло 150x131см. Национальная галерея Осло, Норвегия
Эдвард Мунк, Автопортрет, автопортрет Мунка, пандемия, испанка
Эдвард Мунк (1863–1944) Автопортрет после испанского гриппа, 1919 г. Холст, масло. 150,5×131 см. Национальная галерея Осло, Норвегия
Можно предположить, что энергичность живописной техники, использование ярких цветов и нестандартное построение композиции, использующиеся в произведениях пандемийного периода трех знаковых европейских мастеров – Г. Климта, Э. Шилле и Э. Мунка – являются некой психологической оппозицией страшной болезни, с которой все они столкнулись. Наблюдается феномен своеобразной «обратной реакции» на происходящее, который был призван поднять дух всех, кто жил в то непростое время.