Современное искусство от Arthope
Живопись

Знакомство с современным искусством: #4 - Поп-Арт

POP-ART

Рождение жанра


 На фоне популярности абстрактного экспрессионизма, не имевшего форм, люди стали воспринимать поп-арт как глоток свежего воздуха и новый виток в искусстве. Художники обратились к тому, что зрителям будет понятно с полуслова, к их жизни.


Но развился поп-арт до мировых масштабов далеко не в Великобритании.


Широкую известность поп-арт начал набирать в США, в 1960-х годах. Он проявлялся как бунт против господствующих подходов к искусству, культуре и традиционным взглядам на то, что всегда называлось искусством. Молодые художники чувствовали, что то, чему их учили в художественной школе и что они видели в музеях, не имеет никакого отношения к их жизни или к тому, что они видят вокруг себя каждый день, это стало поводом поиска вдохновения в таких источниках как: голливудские фильмы, реклама, поп-музыка и комиксы.


Рой Лихтенштейн
(Рой Лихтенштейн 1962)

Первооткрывателями этого жанра стала группа художников, объединившаяся в «Независимую группу» (Independent Group - IG) в 1952 году. Они заложили “фундамент” в виде основополагающей идеи английского поп-арта.


В IG входило множество деятелей искусства, каждый из которых сыграл свою роль в формировании поп-арта в Европе, и популяризации его в мире:


5 художников

4 теоретика

5 архитекторов/дизайнеров


Художники:Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Найджел Хендерсон, Уильям Тернбулл.

Теоретики:Лоуренс Эллоувей, Рейнер Бэнхем, Тони ди Риенцо, Джон Мак-Хейл.

Архитекторы и дизайнеры:Эдвард Райт, Колин Сент Джон Уилсон, Элисон Смитсон Джеймс Стерлинг, Питер Смитсон.


Питер Смитсон/Эдуардо Паолоцци/Элисон Смитсон/Найджел Хендерсон

В 1957 году поп-художник Ричард Гамильтон перечислил "характерные черты поп-арта" в письме архитекторам Питеру и Элисону Смитсонам:


Поп-арт: гибкий, незапоминающийся, дешевый, свежий, дерзкий, сексуальный, модный, популярный.


Не было неожиданностью то, что американские художники вдруг стали вдохновляться комиксами, мультипликациями и всем тем, что было просто для восприятия каждому человеку.


Модернистские критики были в ужасе от использования поп-артистами столь "низкой" тематики и их явно некритического отношения к ней. На самом деле поп и ввел искусство в новые области предмета, и разработал новые способы его представления в искусстве, и его можно рассматривать как одно из первых проявлений постмодернизма.


ТАКОЙ РАЗНЫЙ, НО ТАКОЙ ОДИНАКОВЫЙ


Великобритания и США того времени были вдохновлены схожей тематикой, но различия в их работах было ощутимое.

Так как зарождение поп-арта произошло в послевоенные годы, в Великобритании, тяжело переживающей это время, художники обращались за идеями к тем чья культура уже стала идеализированной по всей Европе, к США.

Поп-искусство в Британии подпитывалось знаменитой американской культурой, рассматриваемой со стороны, через “розовые очки”, в то время как американские художники вдохновлялись тем, что они видели и переживали, обитая в рамках этой культуры.


При этом, в штатах поп-арт стал возвращением к изобразительному искусству, к узнаваемым образам и визуальному миру американцев.

Используя безличные и человечные образы, поп художники уходили от акцентирования личных чувств и сосредотачивались на абстрактном экспрессионизме.


В Великобритании движение поп-арт было более теоретическое. Они скорее иронизировали и пародировали популярные американские образы.