Современное искусство от Arthope
Скульптура

Есть ли у куклы душа?

Владислав Аксёнов — художник, изучающий социальную психологию через конфликт и эмоции, выраженные в брутальный концептуализм. Здесь представлены серии арт-объектов, где художник наделяет кукол жизнью, чтобы понять, что могут испытывать куклы и люди.
История куклы насчитывает тысячи лет и является важной частью человеческой культуры. Она пересекает границы времени и пространства, обретая различные формы и значения в зависимости от эпохи и контекста. Куклы всегда были не просто игрушками: они служили орудием для обучения, с их помощью проводили ритуалы, они отражали социальные роли и даже могли носить мистическое значение. Важность кукол в жизни человека нельзя недооценивать: это символы, с которыми мы взаимодействуем. Они влияют на наш внутренний мир и на его восприятие.

Именно об этом решил поговорить концептуальный художник Владислав Аксёнов в своих нескольких сериях работ, в которых он использовал выброшенных и ненужных кукол.
Владислав Аксёнов «Сердца», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Сердца», 2024 год.
«Я больше не игрушка» Владислава Аксёнова — это ассамбляжи и арт-объекты, переосмысляющие символ куклы для исследования ее роли в жизни человека. И чтобы лучше понять философский подход художника к игрушкам в своей практике, мы начнем издалека:
Владислав Аксёнов «Мусор», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Мусор», 2024 год.
С точки зрения истории, кукол можно считать одними из первых искусственных созданий, отражающих человеческую сущность. Для древних цивилизаций куклы были не просто детскими игрушками, а элементами культа и обрядов. В организации ритуалов, таких как инициации или праздники, куклы часто использовались как символы жизни и смерти, сошествия и возрождения.

В различных конфессиях считается, что появлению человека поспособствовал Бог, создав его по своему образу и подобию. В свою очередь, Человек создал куклу также по своему подобию, отражая в ней себя, другого человека или Божество. Мистический взгляд на куклу, созданную Богом, заставляет нас задуматься о наличии у нее души. Но почему же мы отказываем кукле в этом праве? Человек наделяет ее псевдожизнью, используя в ритуалах и для ловли мертвых душ, или же вкладывает в нее свою энергетику при создании. Кукла становится символом человеческой души, своеобразным игровым знаком-образом, отражающим наши внутренние переживания.
Владислав Аксёнов «Никогда не теряй голову», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Никогда не теряй голову», 2024 год.
Со временем значение кукол претерпело изменения. В современном обществе куклы стали неотъемлемой частью детского игрового мира. Дети используют куклу как средство эмоциональной разгрузки и взаимодействия с окружающим миром, повторяя модели отношений с родителями. С помощью кукол они проводят эксперименты, ставят на ней опыты, изучая реальность и формируя свои социальные навыки. Играя с куклой, ребенок наделяет ее характером и душой, выстраивая уникальные отношения, которые помогают ему лучше понять себя и окружающих. А вырастая, дети оставляют куклу в прошлом, забывая о ее некогда важной роли.

Проект взял свой путь с того, что Владислав начал замечать, как много грязных, брошенных и ненужных кукол лежат, оставленные в заброшенных домах, на блошиных рынках, на свалках. Идея перемещения куклы в новое пространство и открытия новых отношений с ней стала основой проекта, в центре которого стоит вопрос: «Есть ли у куклы душа?»; Что она может чувствовать после того, как была оставлена и выброшена?

Смена эпох принесла новые отношение и подход к производству, касающиеся кукол. За последние десятилетия мы наблюдаем, как кукла стала просто игрушкой. В исследовании Владислава на передний план выходит вопрос их роли в жизни человека и их способности быть чем-то большим, чем просто неодушевленным предметом.
Владислав Аксёнов «Нонейм», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Нонейм», 2024 год.
Этот проект, обращаясь к опыту восприятия куклы предками, ставит под сомнение современный взгляд на игрушку. Художник переосмысляет их как символы человеческой души. Ссылаясь на библейский миф о создании человека, он показывает, как акт создания произведения неразрывно связан с наделением предмета качествами, присущими человеку — эмоциями и чувствами. В этом контексте кукла становится зеркалом нашей души, а мы — ее создатели.

Вопрос, особенно подчеркнутый в проекте: что же происходит с душой куклы, с которой наигрались? Этот вопрос вызывает размышления о забытости, предательстве и изменениях в отношениях как между куклами, так и между людьми. Перекликаясь с подходом восприятия человеческих отношений, проект также ведет линию отождествления людей с куклами, раскрывая природу взаимоотношений. В конце концов, как часто мы пренебрегаем теми, кто нам дорог, и какие последствия это может иметь для каждого из нас?
Владислав Аксёнов «Транспаранты», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Транспаранты», 2024 год.
Переход от объекта к субъекту метафорично заключается в «выходе кукол за рамки» композиции к пространству зрителя. Куклы становятся активными участниками отношений. Они не просто отражают человеческие страсти, но и сами обретают чувства, став своеобразными хранителями нашей истории, нашей памяти и наших эмоций. Преобразуя куклу в самодостаточный объект искусства, автор акцентирует внимание на необходимости сохранять эмоциональные связи, которые формируют нашу идентичность и помогают нам оставаться верными самим себе.
Владислав Аксёнов «Не традиционные ценности», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Не традиционные ценности», 2024 год.
В своей творческой практике художник рассматривает конфликт как точку соприкосновения во взаимоотношениях. Данная практика продолжается и в проекте «Я больше не игрушка». Все арт-объекты и ассамбляжи поднимают важные вопросы о ценности отношений и эмоциональной связи. Он обращает внимание на то, как мы обращаемся с теми, кого любим, будь то куклы или настоящие люди. Задаваясь вопросом, есть ли у куклы душа, проект провоцирует зрителя на размышления о собственных отношениях и внутреннем мире.

Таким образом, куклы в работах Владислава становятся символами наших забытых эмоций и утраченных связей, подчеркивая важность сохранения этих отношений для нашего состояния. Проект побуждает зрителя задуматься о том, как мы относимся к тем, кого любим, и напоминает о необходимости бережно относиться к нашим связям, чтобы не потерять себя в мире взрослых забот и игр.
Владислав Аксёнов «Сердца», 2024 год.
Владислав Аксёнов «Сердца», 2024 год.