Современное искусство от Arthope
Живопись

Знакомство с современным искусством: #3 - Граффити


В наше время, граффити стало неотъемлемой частью некоторых из стран. Например, США, их мастера всё больше популяризируют и помогают совершенствовать граффити по всему миру. Конечно многие скептики по всему миру и сейчас, не хотят мириться с таким искусством, называя его вандализмом, но в любом виде деятельности всегда хватало своих скептиков, и критиков. Вообще история зарождения граффити имеет крайне криминальные корни.

Хотя многие знают, что в наше время граффити часто используется разными уличными бандами, мало кто знает, что граффити, можно сказать, “зародилось” в 20-30гг. ХХ века в Нью-Йорке и Чикаго, когда там начали появляться: первые серьезные группировки.
С помощью граффити они «общались», вызывали друг друга на разборки и помечали свою территорию. Такие виды граффити называют «Cholo»

«Cholo» граффити

«Cholo» граффити

Тенденцию “метить” свою территорию и общаться между собой посредством граффити на стенах зданий, быстро переняло молодое поколение. Вот только они - в прямом смысле пошли глубже, и начали разрисовывать метро. 

«Cholo» граффити
«Cholo» граффити

Но это “молодежное”, по началу, движение, быстро переросло в политические слоганы и лозунги по всему городу, штату, и позже по все стране. К началу второй половины ХХ века, к молодому, уличному движению стали присоединяться и местные художники, оставляющие на улицах короткие теги в целях саморекламы. После популяризации граффити по средствам улицы, СМИ начали обращать на них свое внимание.

Первое упоминание граффити в газете было в 1971 году, и тогда внимание журналистов привлек “вездесущий” «Taki 183». Вездесущим его прозвали по той причине, что он долгое время работал курьером, и его «автографы» были расположены на каждой станции метро в Нью-Йорке.

«Taki 183»
(первое упоминание граффити в сми)

В то время приоритет отдавался далеко не визуальной составляющей граффити, а количеству «тегов» расположенных раскиданных по всему городу.

Так же художники зарабатывали дополнительное уважение в узких кругах, за «теги» в наиболее труднодоступных местах. Во многом появление граффити побудило молодых художников, взять контроль над ситуацией в свои руки, и сформировать собственные кружки, вроде Colab («Collaborative Projects Inc. NYC»)


Colab

образовалась как коллектив в 1977 году после серии открытых встреч между художниками различных дисциплин.

С ноября 1978 года различные артисты организовывали и устраивали разовые групповые шоу в своих собственных студиях или других временных площадках, такие как:
”The Batman Show” 
“Income and Wealth Show” 
“Doctors & Dentists Show” 
”The Manifesto Show”   
“The Dog Show” 
“Just Another Asshole Show” 
”The Real Estate Show” 
”Exhibit A” 
и в частности, ”The Times Square Show”, большая открытая выставка недалеко от эпицентра нью-йоркского района развлечений и порнографии, созданная в сотрудничестве с базирующейся в Бронксе Fashion Moda, где так же были выставлены работы Жана-Мишель Баскии и Кита Харинга.   

В начале 80-х годов уличные художники столкнулись с первыми реальными проблемами. Власти начали жестокую борьбу с рисунками по всему городу, и срок их жизни начал значительно сокращаться. Власти ввели ряд законов, благодаря которым баллоны с красками запрещалось продавать несовершеннолетним, и должны были храниться, как и оружие, в сейфах.
Да и охранников, следивших за «порчей имущества» в местах, где граффити были наиболее популярны, стало гораздо больше.


В этот период, количество уличных художников быстро уменьшилось. Не всем пришлась по душе перспектива - стать преступником.
А вот тем, кто решил остаться, пришлось не сладко.

Мест, в которых можно было «рисовать» без проблем с законом становилось всё меньше, художники стали объединяться в банды и серьезно конфликтовать друг с другом, за право творить в определенном районе.

Художников-одиночек становилось всё меньше, а те, кто имел смелость выходить по одному, старались брать с собой оружие, ведь опасность в виде объединившихся вместе художников, и полицейских, могла поджидать везде.

Именно тогда в граффити начали появляться яркие цвета, каждый хотел привлечь к своим работам больше внимания, чем кто-либо другой.

И вот наконец-то…

Все СМИ, понимая что граффити — это будущее страны, начали обращать больше внимания на уличное движение и уличных художников.
В этот момент граффити больше начали уходить от обычных надписей и меток, и стали всё больше напоминать картины, пусть, пока и без глубокого смысла, но движение в лучшую сторону явно прослеживается!


Немаловажную роль в становлении граффити настоящим искусством, сыграл американец Кит Харинг.
В своих работах Кит изображал маленькие силуэты, используя жирные линии и яркие краски, поэтому их всегда можно было отличить от работы других художников.
Кит очень круто объединял художество и социальную активность, изображая призывы борьбы со СПИДом и наркотиками.


В следствии такой активности, работы Кита стали появляться на выставках.
А позже начали появляться и выставки, на которых были только его работы.


Так же, в становлении граффити- настоящим искусством, не безучастным остался и Жан-Мишель Баския. Уличным искусством Баския интересовался ещё с детства, и в дуэте и Элом Диасом, под псевдонимом - “SAMO”

Его работ – это простое отражение души. Они, зачастую, не несли какого-либо смысла, а просто передавали состояние автора.

Мишель Баския
Мишель Баския

Но это была лишь американская история! В Европе же граффити не было так популярно. Да и вообще Европа подхватила граффити, после всех адаптаций в Америке.

Одним из первых граффитчиком Европы можно считать Ксавье Пру, более известного как [Блек ле Рат]. В 1971г., после поездки в Соединенные Штаты, Ксавье заинтересовали рисунки и надписи на фасадах зданий, и вдохновленный этими рисунками, вернувшись в Париж, он решил, что на их улицах не хватает чего-то подобного. Блек посчитал, что под французскую архитектуру больше подойдут трафаретные граффити, и первыми трафаретами стали – крысы.

Его трафареты были в натуральную величину, что стало отличительной чертой Блека.
Он сравнивал крыс с настоящим искусством
«Единственное животное, пережившее апокалипсис!»



Блек говорит, что его рисунки — это подарки всем городам, повышающие осведомленность о социальных проблемах.

"Русский солдат" (1991)

Шапель Шато де Баньяк (1992)

В середине 00-х, работы Ксавье стали приобретать политический характер.
После похищения французской журналистки Флоренс Обена в Ираке, Блэк нарисовал её на стенах множества Французских зданий, для того, чтобы привлечь внимание СМИ и общественности к этой теме, чтобы они даже не пытались замять это дело.


В то же время весомый вклад в популяризацию граффити в Европе внес Бэнкси.
Он показал граффити в новом свете.
Не было этих экстравагантных надписей, рисунков или даже лозунгов, он просто рисовал то, о чем люди хорошо знают, периодически добавляя комичности.


Подробнее с Бэнкси можно познакомиться в нашей статье, посвященной этому феномену современного искусства:
«Самая загадочная личность 21 века!»

В наши дни, граффити всё ещё остается «уличной культурой» и принимается далеко не всеми, как обычными горожанами, так и ценителями искусства.
Их можно понять, ведь историю сложно переписать, а граффити всю свою историю было чем незаконным, отчасти это остаётся и по сей день.
Граффити всё так же осталось и неотъемлемой частью протестов и каких-либо митингов.
Например, прямо сейчас уличный художник под псевдонимом «kidult», в Париже, разрисовывает магазины дорогих брендов, таких как: Balenciaga, Chanel, Supreme и другие…


Не смотря на то, что граффити давно присутствует на всех выставках современного искусства, оно не будет принято обществом, как таковое, пока случаи вандализма не сведутся к минимуму.

Начиная с 90-х, граффити-художников нанимали для рекламы многие крупные организации. Ведь на рисунок на стене люди обращают гораздо больше внимания, чем на обычный плакат. Но стоит отметить, что люди не относились к граффити-рекламе с таким же негативом, как и к обычным рисункам, хотя они так же могут нести не малый ущерб, в зависимости от их расположения.

Udo Jürgens - Kurze Unterbrechung

магазин Louis Vuitton в Лос-Анджелесе

Граффити можно считать вандализмом точно так же, как и можно считать его искусством, ведь всё зависит от того, где, как и с какой целью - оно было нанесено. Многие приравнивают к граффити лишь надписи, написанные с определенным шрифтом, но в современных реалиях, это абсолютно неуместно!

Можно долго дискуссировать на эту тему, но это будет не корректно, ведь обе точки зрения являются верными.