Современное искусство от Arthope
Фотография

Энни Лейбовиц: от нетривиальных концепций до гламурных фэшн-фотографий

Энни Лейбовиц
За свою долгую жизнь и карьеру фотографа Энни Лейбовиц успела сделать множество невероятно атмосферных и сильных снимков, в том числе известных людей. Каждая съемка Лейбовиц не похожа на другую: Энни обожает необычный реквизит и фон, неординарные позы и нетривиальные концепции.
Первые снимки восходящей звезды появились в 1970-x годах в журнале Rolling Stone. Энни стала звездой издания и позднее начала снимать для Vanity Fair и Vogue. Сейчас ее работы можно увидеть не только в журналах или на рекламных плакатах, но и в национальных музеях и галереях по всему миру.
Энни Лейбовиц

Мир, через объектив

Энни Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в семье военного и преподавательницы современного танца. Энни была третьей из шести детей. Из-за работы отца семья постоянно перемещалась по стране. В каком-то смысле Лейбовиц всю жизнь смотрела через рамку. В детстве — через окно автомобиля, а с 1968 — через объектив.
«Когда тебя практически вырастили в машине, легко стать художником. Ты видишь мир уже в готовой рамке», — рассказывает о себе Энни.
Энни Лейбовиц
Выбирая профессию, Энни изначально хотела пойти по стопам матери и стать преподавателем искусств, поэтому после окончания школы поступила в Институт искусств Сан-Франциско.
Искусство фотографии впервые заинтересовало ее во время поездки в Японию после второго курса университета. Там Лейбовиц купила камеру Minolta ST-R 101, с которой поднялась на гору Фудзияму, где сделала свои первые снимки. Вернувшись домой, Энни сразу же записалась на вечерние курсы фотографии. На рисовании преподавали в основном абстракцию и экспрессионизм, это было непонятно для Энни. Она хотела видеть результат своей работы, делать что-то действительно важное. Фотография давала такую возможность.

На третьем курсе, желая что-то изменить в своей жизни Энни принимает решение оставить учебу и уезжает в поисках новых впечатлений с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона. Чтобы она не скучала во время экспедиции, ее друг отправил ей несколько номеров журнала «Rolling Stone». Листая журнал с фотографиями известных музыкантов Энни решает полностью посвятить свою жизнь фотографии.

Ее снимки всегда были откровением...

В 1970 друг Энни уговорил отнести снимки в журнал Rolling Stone. Она пришла с чемоданом фотографий: протесты, митинги против войны в Сан-франциско и Беркли, Израиль, где она снимала некоторое время. Молодому коллективу Rolling Stone понравилась Энни, и ее взяли. Уже через несколько лет она стала главным фотографом самого популярного журнала в музыкальной среде и проработала в нем 13 лет.

Ее снимки всегда были откровением. Энни Лейбовиц проводила 3-4 дня с теми, кого снимала, чтобы добиться нужного уровня доверия.

В ранние годы работы в журнале она носила с собой три камеры, поскольку не хотела тратить время на установку линз. Техника с зумом в те годы не воспринимались всерьез — фотограф должен был сам строить экспозицию.

Лучшая журнальная обложка

Один из своих самых известных снимков Лейбовиц сделала 8 декабря 1980 года, это фотосессия Джона Леннона с его женой – Йоко Оно, в честь выхода их совместного альбома «Double Fantasy».
Культовая пара, легендарный фотограф, момент невероятной искренности перед объективом — этого бы уже хватило, чтобы навсегда вписать в историю кадр с голым Ленноном, обнимающим одетую (художница отказалась обнажаться) Йоко Оно.
Джон Леннон и Йоко Оно, 1980 Энни Лейбовиц
Джон Леннон и Йоко Оно, 1980
По воспоминаниям Лейбовиц, все с первого взгляда на полароидную карточку знали, что фото получилось выдающимся: «В этом кадре ты показала наши отношения именно такими, какие они есть», — объяснили ей супруги. Эти отношения закончатся меньше чем через 8 часов — пятью выстрелами у подъезда того же дома, где Джон и Йоко позировали Лейбовиц. Обложка The Rolling Stone за январь 1981 года станет для Леннона посмертной.
Фотография обнаженного Джона, который обнимает всем телом свою жену, многими считается одним из лучших и провокационных снимком за историю современного фотоискусства. В 2005 году Американским сообществом редакторов журналов эта обложка была признана лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет.

Собственная форма гламура

С 1980 года Энни начала фотографировать для Vanity Fair. Она долго адаптировалась к новым условиям работы: большое количество людей в студии, масса стилистов, сценаристов и осветителей. Но именно благодаря таким условиям Лейбовиц смогла не простой войти в мир фэшн-фотографии, но и сделать множество потрясающих снимков кинозвезд, певиц и политиков в самых различных ситуациях: от героических до провокативных и шокирующих.
Натали Портман, Vanity Fair, 1999 Энни Лейбовиц
Натали Портман, Vanity Fair, 1999
«Я ушла в Vanity Fair, потому что знала – там у меня будет более широкий круг для съёмок – писатели, танцоры, художники и музыканты всех мастей. И мне хотелось узнать о гламуре. Восхищаюсь работами таких фотографов, как Сесил Битон, Ирвин Пенн и Ричард Аведон точно так же, как всегда уважала и более суровых фотографов, например, Роберта Франка. Но мне предстояло найти собственную форму гламура».
Кейт Бланшетт на лестнице Энни Лейбовиц
Кейт Бланшетт на лестнице
Джона Хилл, Пол Радд, Сет Роген и Джейсон Сигел. Для Vanity Fair, 2009 Энни Лейбовиц
Джона Хилл, Пол Радд, Сет Роген и Джейсон Сигел. Для Vanity Fair, 2009
Для её стиля характерны тщательно продуманные декорации, превосходное освещение и яркие цвета. Лейбовиц старается сделать портреты уникальными и остроумными. В её коммерческих работах нет и тени случайности. Только техническая выверенность, изысканная постановочность, драматичность, идеальное освещение и роскошные фоны.

Перед её объективом бывали знаменитости всех величин, кинозвёзды, монархи, музыканты, танцоры, писатели, политики и спортсмены.
«Не любою слово "знаменитость", – заявляет Лейбовиц. – Меня всегда больше интересовало то, чем люди занимаются, а не то, что они собой представляют, и я надеюсь, что мои фотографии это отражают. Мне кажется, что так или иначе я фотографирую действительно важных личностей. Я фотографирую своё время».
Всемирная известность и огромное количество коммерческих заказов не уменьшили ее одержимость качеством работы. Лейбовиц профессионал, перфекционист. Порой кажется, что она забыла про свою жизнь и живет теми, кто попадает в объектив фотоаппарата.
Мерил Стрип, 1981 Энни Лейбовиц
Мерил Стрип, 1981
Джуд Лоу Энни Лейбовиц
Джуд Лоу
Сальма Хайек в образе Фриды Кало Энни Лейбовиц
Сальма Хайек в образе Фриды Кало
Николь Кидман Энни Лейбовиц
Николь Кидман
Скарлетт Йоханссон Энни Лейбовиц
Скарлетт Йоханссон
Ума Турман Энни Лейбовиц
Ума Турман
Кейт Бланшетт Энни Лейбовиц
Кейт Бланшетт
Яркая звезда. Николь Кидман, Vogue, 2003 Энни Лейбовиц
Яркая звезда. Николь Кидман, Vogue, 2003
Шарлиз Терон Энни Лейбовиц
Шарлиз Терон
Королева Елизавета II, Букингемский дворец, 2007 Энни Лейбовиц
Королева Елизавета II, Букингемский дворец, 2007
Анджелина Джоли с детьми на пляже, Vogue, 2015 Энни Лейбовиц
Анджелина Джоли с детьми на пляже, Vogue, 2015