Современное искусство от Arthope
Фотография

«Токийское сжатие» – идеальная метафора современного социума

Майкл Вульф Токийское сжатие
Немецкий фотограф Майкл Вульф создал проект «Tokyo Compression».
Он известен своими широкоформатными архитектурными фотографиями Чикаго и, в первую очередь, Гонконга, где он жил с 1995 года. В 2019 году фотограф скончался.

Майкл Вульф снимки в метро

В течение нескольких лет фотограф с понедельника по пятницу с 7.30 по 8.50 снимал лица людей, отправляющихся в час пик на работу. Для своих снимков Майкл Вульф выбирал место, которое каждую минуту неустанно снабжало его камеру новыми снимками.

Каждый день тысячи и тысячи людей попадают в этот подземный ад на два или более часа, зажатые между стеклом, сталью и другими людьми, которые катятся к месту работы и обратно домой под городом. На картинах Майкла Вольфа мы смотрим в бесчисленные человеческие лица, каждый из которых по-своему пытается выдержать это явное безумие. Они грустны, сосредоточены на себе и находятся в каком-то состоянии транса.

Майкл Вульф Токийское сжатие

В портретах перед нами раскрываются очень личные, интимные истории нескольких десятков японцев: молодых и пожилых, уставших и тревожных, скучающих и разгневанных, везущих в очередной рабочий день свои уникальные биографии.

Переживание одиночества


«Компрессию» в проекте фотографа можно и стоит интерпретировать не только как физическое состояние человека, которому приходится путешествовать в лишенном свободного пространства вагоне. Метро – это вынужденная концентрация тревоги, сожалений, сумасшествия и злости; царство бездушного подземелья, где все эти эмоции получают возможность проявить себя в полной мере.

Майкл Вольф Токийское сжатие

В метро в час пик мы как личность растворяемся, превращаясь в условно обобщенную метафору человеческой массы. В четком городском ритме, полностью подчиненные внешним правилам и законам, мы сильнее всего переживаем собственное одиночество, «ничейность» внутри механизма, которому до нас нет никакого дела.

Феномен человека XXI века


Снимки также дают повод для резкой критики постиндустриального общества, провозглашающего высшей ценностью «функциональность», «эффективность» человека, его жертвенный вклад в слаженную работу машины капитализма. Человек мчится сквозь жизнь, не проживая ее, лишенный ощущения как жизни, так и самого движения.

Майкл Вульф в метро

Личности


Внезапное вторжение в скрытые от чужих взглядов миры выдергивает на поверхность то, что так тщательно пытается нивелировать система. Майкл Вульф действительно возвращает своим героям их индивидуальность.

Токио Майкл Вульф


Токийское сжатие

Объектив, который с уважением и восхищением подходит к каждому из пассажиров, устремляется к самым, казалось бы, незначительным деталям. И фотографу, и нам, зрителям, интересно все в этих людях: от змейки наушников в плеере до цвета галстука или блеска женской серьги. Выражения лиц, крупные планы и жесты, которые прочно отсылают к композиции иконописи, приобретают терапевтический ракурс. С удивлением глядя на портреты, мы вдруг ловим себя на мысли, что, несмотря на ужасные условия дискомфорта и скученности, люди на снимках действительно прекрасны.

Проект о парадоксах феномена городского человека XXI века становится высказыванием о надежде научиться видеть и ценить красоту в повседневности, надежде остановить капиталистическую гонку, вернуться к простоте и выйти из стремительно несущегося вагона. Увидеть себя, познать другого.

Tokyo Compression

Tokyo Compression

Tokyo Compression

Tokyo Compression