«На протяжении последних пяти лет главным предметом обсуждения в семье была моя бабушка Яна.
Несмотря на то, что она вела активный образ жизни, после выхода на пенсию она решила стать полностью бездеятельной, хотя домашнее хозяйство, которое вели она и мой дедушка, не позволяло ей делать это в полной мере.
Смерть ее дедушки, которому она посвятила свою жизнь, стала поводом отказаться от любого вида физической активности.
Она поднимается с кровати только ради обеда, который ей приносит моя мама. Она не любит одеваться и мыться (она часто напоминает нам, что никогда не любила воду). Она не готовит, потому что ей не нравится вкус ее еды, и она не убирает, потому что утверждает, что убирать нечего. Она не пойдет гулять или ходить по магазинам только потому, что ей этого не хочется.
Любимым членом семьи стал для нее телевизор, который она может смотреть все дни напролет. Она смотрит только телеканал Nova, потому что, по-видимому, это кнопка, которую ей легче всего найти на пульте.
«Мне всё равно» — ответ, который она дает на большинство наших вопросов. И хотя она здорова и самодостаточна, мы должны делать за нее абсолютно все, включая принятие решений. Ее отношение привело к постепенной потере ее друзей, а также к тому, что мы потеряли интерес к общению с ней.
Это вдохновило меня на то, чтобы попробовать приобщить ее к занятию, которое дало бы нам новые темы для разговоров.
Одна из немногих вещей, которые она часто вспоминает — это ее 33 года работы в магазине. Как заведующая складом инструментов в магазине товаров для дома, она помнит более 650 наименований товаров, включая их цены.
В течение почти ежедневных занятий под моим руководством бабушка делала зарисовки товаров из хозяйственного магазина, извлекая из памяти ассортимент и цены.
Мало того, что мне удалось найти ей осмысленное занятие, так еще и тем временем исчезла та ее зловещая фраза, которая была, по сути, причиной всего проекта».
Эти занятия – не что иное, как ритуал заботы и любви, которых объединяет выход человека навстречу Другому, за пределы собственного «я».
Мартин Хайдеггер обозначал заботу как «неравность себе», а Ален Бадью говорит о любви как о мире, который переживается «с позиции Двух». Важным в отношении этих двух категорий является и то, что забота, как и любовь, принадлежит повседневности, если не рутине, и разворачивается во времени, что возвращает нас к установленному Катериной Шеда ритуалу.