Новости, обзоры, топы
Обзоры

Дни Эрмитажа во Владивостоке: инновации в сфере сохранения культурного наследия

Дни Эрмитажа во Владивостоке
Во Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее 26 сентября прошло открытие VIII Дней Эрмитажа, мероприятия, которое уже не первый год проводится по инициативе директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и Правительства Приморского края.
На этом событии также открылась IX всероссийская научно-практическая конференция с участием ученых из России и зарубежья. Тема конференции – «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В мероприятии приняли участие представители РГХПУ им. Строганова, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, научно-реставрационного центра им. Грабаря, Союза художников России, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Республики Саха, Национального музея Республики Бурятия и многих других учреждений.
Дни Эрмитажа во Владивостоке
Одной из основных тем обсуждаемых на мероприятии была проблема сохранения культурного наследия. Множество опытных реставраторов приняли участие в конференции. Профессиональные дискуссии касались практического опыта и новаторских подходов, включая применение искусственного интеллекта и технологии блокчейн в данной сфере, а также обсудили возможности финансирования реставрационных центров и работ.
Эксперты проявили интерес к недавно представленному на ВЭФ 2023 проекту «Цифровое искусство», реализованному в сотрудничестве с группой «Интеррос», российской платформой «Атомайз» (регулируемой Центробанком РФ) и музеем «Государственный Эрмитаж». В рамках проекта были созданы NFT-токены на фрески мастерской Рафаэля XVI века из коллекции Эрмитажа, речь идет о «Венере и Амуре на дельфинах», «Венере и Адонисе», «Венере, вынимающей занозу». Это первый в России проект в области токенизации предметов искусства, и он полностью соответствует современному российскому законодательству о цифровых финансовых активах, обеспечивая защиту прав всех участников и покупателей токенов.
Дни Эрмитажа во Владивостоке
Для создания токенов использовались фотографии фресок, сделанные в начале процесса реставрации. Каждая из них была наделена индивидуальным кодом и преобразована в цифровой художественный объект, представляющий собой внешний облик произведения до реставрации. Поскольку фрески уже были отреставрированы, только обладатели токенов смогут получить индивидуальные цифровые права на вид произведения до реставрации. Средства, полученные от продажи NFT, были направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа.
Инициаторы проекта продемонстрировали, как цифровые финансовые активы (ЦФА) могут быть эффективным инструментом управления культурным наследием и привлечения инвестиций. Аналогично эндаумент-фондированию, ЦФА позволяют привлекать средства для реставрационных и ремонтных работ в музеях, а также реинвестировать привлеченный капитал, на что при помощи тех самых эндаументов российские НКО имеют право. Токены представляют собой новый и эффективный инструмент решения финансовых аспектов сохранения культурного наследия, где реставрационные работы играют важную роль.
Дни Эрмитажа во Владивостоке
При невысокой начальной стоимости токена, участие в проекте по сохранению культурного наследия не ограничено только коллекционерами. В условиях быстрого развития рынка ЦФА в России, можно рассчитывать на потенциальную выгоду, продавая приобретенные токены в будущем. Интересно также, что покупатели токенов, как обладатели цифрового права, защищенного российским законодательством, могут экспонировать свою коллекцию. Таким образом, высокое искусство может быть представлено в малочисленных городах России, в небольших музеях и галереях в самых отдаленных регионах страны.
Этот проект для группы «Интеррос» стал важным шагом в демонстрации их компетенции в сфере цифровых проектов и блокчейна. Это стало логическим продолжением многолетнего сотрудничества с Государственным Эрмитажем и множеством благотворительных проектов. Участие в проекте стало для платформы Атомайз ознаменованием роли первопроходца в России в области токенизации объектов искусства, подчеркивая высокие компетенции и универсальность бизнес-модели, основанной на блокчейн-технологии. Развивая филиал во Владивостоке, «Государственный Эрмитаж» передает в пользование свои уникальные проекты, что, несомненно, способствует развитию музейной и реставрационной деятельности не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке в целом.
Дни Эрмитажа во Владивостоке
Потенциал цифровых технологий для защиты и сохранения культурного наследия крайне обширен. Так, в 2019 г. исследователи из Университетского колледжа Лондона использовали ИИ для анализа Гентского алтаря братьев Ван Эйк (1432 г.). При анализе снимков двусторонних панелей, подобных панелям Гентского алтаря, возникали трудности – изображения наслаивались друг на друга, что затрудняло их визуальный анализ. Ученые смогли справиться с этой проблемой с помощью продвинутого алгоритма. Нейронная сеть была обучена на цветных фотографиях передней и задней сторонах картины и рентгеновских снимках всей панели. В результате искусственный интеллект разделил смешанное изображение на два отдельных. Это открытие значительно упростило обнаружение более ранних изображений или изменений, внесенных художниками во время создания произведения. Опыт, накопленный при реставрации первых двух панно («Адам» и «Ева»), был успешно применен при изучении и реставрации других частей алтаря.
Гентский алтарь. Губерт ван Эйк
Гентский алтарь. Губерт ван Эйк