Новости, обзоры, топы
Обзоры

Анастасия Нестерова: «Молодым художникам нужно более активно проявлять себя на конкурсах и выставках»

В прошлом сезоне победительницей фестиваля «Время, вперед!» в номинации «Живопись и графика» стала Анастасия Нестерова с работой «На празднике Жатвы». Многим зрителям и гостям выставки полюбились и другие ее картины: «Конец рабочего дня», «Соберем урожай в срок!» и др. Несмотря на то, что сегодня художница уже признанный мастер, когда-то и она только начинала свой путь, а ее работы не сразу нашли отклик у профессионального сообщества.
В преддверии выставки “Искусство труда”, на которой будут объявлены имена победителей 5 сезона фестиваля, мы поговорили с Анастасией о трудностях, с которыми сталкиваются молодые живописцы, важности активного продвижения на рынке и восприятии фестиваля «Время, вперед!» в среде московских художников.
Вы выпускница МГАХИ им. Сурикова – самый настоящий академист. Многие художники рассказывают, что им достаточно тяжело после выпуска искать собственный стиль, не быть заложником того, к чему приучали много лет подряд. Какие у вас отношения с вашим творчеством и образованием?
Я окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова в 2015 году, потом 3-4 года постоянно ездила на пленэры, работала исключительно с натуры, набиралась опыта – не могу сказать, что после института у меня сразу сложился свой стиль, в работах был декоративный прием, который начал проявляться после 4-го курса института. Сейчас мои картины близки к реализму (академическому реализму). Я стараюсь, чтобы в произведениях было больше объема, детализации, картины наполняю символами, много работаю маслом и темперой.
Нестерова А.М. Нигерийская Венеция. Девушка с веслом. 50х70 см тон., картон, темпера, чернила, перо. 2023 г.
Нестерова А.М. Нигерийская Венеция. Девушка с веслом. 50х70 см тон., картон, темпера, чернила, перо. 2023 г.
Кого вы считаете своим учителем, что сформировало вас как художника?
В целом считаю, что быть художником – это призвание. Я училась у многих живописцев, в том числе по книгам, копируя старых мастеров. У меня мама – художник. Я с детства любила писать натюрморты, пейзажи, особенно горы – так как родилась на юге, в Краснодарском крае. Очень нравилась игра фактур, тени и света, стремилась в работах к материальности предметов, передаче правильного освещения.

Позднее наступил период, когда появился интерес к людям – это часто необходимо, чтобы обогатить картину, привлечь интерес зрителя. Благодаря творческим поездкам на остров Кижи собрала материал для нового жанра, общалась с реконструкторами, увидела исторические сюжеты вживую.

Если говорить об учителях, среди фамилий я могу назвать – Стурис В. А., Глущенко Д. Е., Окуджаву А. А., Дубовик Н. А., Смирнова С. И., Сиренко С. А., Сидорова В. М. Все профессора МГАХИ им. Сурикова внесли огромный вклад в становлении меня как художника, у каждого из них можно было что-то почерпнуть для себя. Сегодня я также продолжаю учиться, всегда стараюсь получить новые знания – это помогает для поиска новых идей, сюжетов для картин.

Меня очень радует, что сегодня молодые художники-преподаватели охотно делятся секретами, сокровенными тайнами, раздают свои знания, буквально разжевывают, как правильно писать и рисовать.
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Стружку не смешивать. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Стружку не смешивать. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Сколько времени у вас уходит на одну работу?
По-разному. Если это большая картина, то может занимать до года, а этюд с натуры можно написать за 20 минут, так как состояние окружающей среды быстро меняется. В творчестве нет точных сроков. Помимо работы над картиной, также считаю важным раскручивать, правильно позиционировать себя на рынке искусства. Стараться больше принимать участия в выставках, пленэрах, общаться, не брезговать интернетом. Часто у именитых художников есть свой клуб коллекционеров, которые однажды увидели одну картину и впоследствии покупают еще. Нередко бывает, что живописцы – затворники, интроверты, а нужно, наоборот, не писать в стол, более активно проявлять себя на конкурсах и выставках, тогда будет постоянный интерес и спрос на работы.
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Всюду жизнь. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Всюду жизнь. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Чем вы еще увлекаетесь кроме живописи?
Мы совместно с моим коллегой Олегом Жидковым ведём мастерскую, где вместе с учениками много пишем с натуры, приглашаем костюмированных этнических моделей. Делаем большие картины, изучаем разные эпохи, стили.
Нестерова А.М. Нигерийская Венеция. 50х70 см тон., картон, темпера, чернила, перо. 2023 г.
Нестерова А.М. Нигерийская Венеция. 50х70 см тон., картон, темпера, чернила, перо. 2023 г.
Является ли ваше творчество основной работой и можно ли заказать у вас иллюстрацию? Были ли у вас заказы от заводов, производств?
Мои работы в основном покупают коллекционеры. С заводов заказов не было – кажется, к этой практике необходимо снова приучать, как в Советское время, когда картины висели в коридорах, столовых, актовых залах предприятий. Привлекать директоров, устраивать выставки на заводах – воссоздавать, поднимать эту культуру.

Покупатель обычно сам меня находит. Как правило, если кто-то приходит с готовой идеей, то достаточно редко беру ее в работу. Хотя не так давно писала на заказ портрет одной творческой девочки, которая занимается рисованием, музыкой, скульптурой, создает театральные макеты, но при этом заказчик хотела, чтобы работа была написана в моем стиле.
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Внутренний двор. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Нестерова А.М. Серия Мой завод в Москве. Внутренний двор. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
В 4-м сезоне фестиваля «Время, вперед!» вы заняли первое место в номинации «Живопись и графика». Каково это это быть победителем такого крупного фестиваля?
Это, конечно, потрясающее чувство, эйфория! Удивительно, что именно эта работа прошла и стала победителем конкурса, висела на главной стене, где награждали лауреатов. Очень льстит признание мэтров – для меня это значит, что я, занимаясь делом всей жизни, выбрала верный путь. Очень благодарна за поддержку профессорам – Любавину Анатолию Александровичу, Гавриляченко Сергею Александровичу, для меня всегда был важен и ценен их взгляд на работы.
Нестерова А. КС Славянская. Перед запуском
Нестерова А. КС Славянская. Перед запуском
Какие темы волнуют вас сильнее? И какое место среди них занимает тема труда?
Мне многое нравится, особенно сюжеты из жизни, где есть искренность, честность, где люди заняты любимым делом. К идее принять участие в фестивале «Время, вперед!» меня подтолкнула любовь к старым паровозам, сельхозтехнике, к их фактуре, большим массам пятен, ярким цветам. Помню, путешествовала в Псков и там увидела, как рабочие ремонтировали поезд, красный. Меня это очень впечатлило, по приезду быстро сделала эскиз и сразу начала большую работу – в той картине была определенная символичность: конец дня, рабочий стоит с масляными руками и курит – он устал, поезд устал, по ритмам пятен, материальности картина привлекала внимание на выставках, вызвала много дискуссий среди зрителей. Еще одна поездка была в Хакасию, нас на ПАЗиках развозили по пленэрным точкам, высадили в поле – писать нечего, но по дороге я заметила несколько комбайнов, КАМАЗы, людей, поймала попутку и с этюдником отправилась туда. Позже появились картины: «Соберем урожай в срок!» и «Догорает день. В полях Хакасии». Была еще серия «Мой завод» – там изображены помещения предприятия, где мы снимаем мастерскую. Это время как раз пришлось на 20-й год, начало пандемии, тогда никуда нельзя было выезжать. Две из работ этого цикла я представляю на пятый сезон фестиваля «Время, вперед!».

Мне очень нравится сочетать жанры, пейзажи с натюрмортами, с портретами. Люблю писать виды из окон, мастерских, крыши домов, особенно заснеженные, когда дым идет из труб. Зима в целом мое любимое время года. Нравится работать в поездках – люблю Мышкин, Суздаль, Ростов Великий, Плес, Каргополь, обожаю Крым, море, его бирюзу, которую очень трудно передать.
Нестерова А.М. Мой завод в Москве. Чёрный человек. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г.
Нестерова А.М. Мой завод в Москве. Чёрный человек. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г.
Как в московской среде художников воспринимают фестиваль «Время, вперед!» и выставку «Искусство труда»? Поделитесь мнением вашего профессионального окружения.
Конечно, участие в фестивале и финальной выставке в Новой Третьяковке – это очень престижно, особенно для молодых художников. Появляется хорошая репутация, начинают приглашать на другие выставочные проекты – происходит такой внезапный подъем по карьерной лестнице. Очень воодушевляет, когда в январе видишь большие баннеры на Новой Третьяковке с анонсом «Искусство труда». Идешь на выставку как на праздник – ведь далеко не каждый профессионал имеет возможность выставиться на такой знаковой площадке.

Также для самих художников очень важна поддержка, гранты. Я отношусь к той категории мастеров, для которых на первом месте стоит творчество, поэтому все деньги снова вкладываю в работы, материалы, покупаю краски, много холста. Подобная поддержка помогает решить и многие личные финансовые проблемы.
Нестерова А.М. Мой завод. Не входи! Убьет!147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Нестерова А.М. Мой завод. Не входи! Убьет!147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г
Какой совет вы могли бы дать новым участником фестиваля?
Обязательно пробовать, не сомневаться, не отчаиваться, если не получилось с первого раза! Возможно, что какая-то картина попадет в точку. Когда-то одна из моих работ не прошла в один из сезонов фестиваля, а спустя несколько лет произведение той же направленности заняло первое место в своей категории – поэтому если споткнулся и упал, необходимо подняться и продолжать работать над ошибками. Достигать своего, быть более упертым. Побеждать самого себя – сомнения, лень. Конечно нужно много писать, наблюдать, ходить на выставки.
Нестерова А.М. Мой завод в Москве. Старое окно. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г.
Нестерова А.М. Мой завод в Москве. Старое окно. 147х105 см холст, смешанная тех. 2022 г.
Есть ли какие-нибудь грандиозные планы на будущее, связанные с живописью?
Я не стараюсь жить будущим. Главное сейчас – создать много работ на выставки, больших картин, чтобы можно было показать их, к примеру, на персональной выставке в Третьяковке. Мечтаю открыть свою большую мастерскую и в дальнейшем вести учеников. Считаю, что уже нашла свой путь.
Работы Анастасии Нестеровой будут представлены на выставке в Новой Третьяковке с 13 по 27 января 2024 г.