В прошлом сезоне победительницей фестиваля «Время, вперед!» в номинации «Живопись и графика» стала Анастасия Нестерова с работой «На празднике Жатвы». Многим зрителям и гостям выставки полюбились и другие ее картины: «Конец рабочего дня», «Соберем урожай в срок!» и др. Несмотря на то, что сегодня художница уже признанный мастер, когда-то и она только начинала свой путь, а ее работы не сразу нашли отклик у профессионального сообщества.
Я окончила МГАХИ им. В. И. Сурикова в 2015 году, потом 3-4 года постоянно ездила на пленэры, работала исключительно с натуры, набиралась опыта – не могу сказать, что после института у меня сразу сложился свой стиль, в работах был декоративный прием, который начал проявляться после 4-го курса института. Сейчас мои картины близки к реализму (академическому реализму). Я стараюсь, чтобы в произведениях было больше объема, детализации, картины наполняю символами, много работаю маслом и темперой.
В целом считаю, что быть художником – это призвание. Я училась у многих живописцев, в том числе по книгам, копируя старых мастеров. У меня мама – художник. Я с детства любила писать натюрморты, пейзажи, особенно горы – так как родилась на юге, в Краснодарском крае. Очень нравилась игра фактур, тени и света, стремилась в работах к материальности предметов, передаче правильного освещения.
Позднее наступил период, когда появился интерес к людям – это часто необходимо, чтобы обогатить картину, привлечь интерес зрителя. Благодаря творческим поездкам на остров Кижи собрала материал для нового жанра, общалась с реконструкторами, увидела исторические сюжеты вживую.
Если говорить об учителях, среди фамилий я могу назвать – Стурис В. А., Глущенко Д. Е., Окуджаву А. А., Дубовик Н. А., Смирнова С. И., Сиренко С. А., Сидорова В. М. Все профессора МГАХИ им. Сурикова внесли огромный вклад в становлении меня как художника, у каждого из них можно было что-то почерпнуть для себя. Сегодня я также продолжаю учиться, всегда стараюсь получить новые знания – это помогает для поиска новых идей, сюжетов для картин.
Меня очень радует, что сегодня молодые художники-преподаватели охотно делятся секретами, сокровенными тайнами, раздают свои знания, буквально разжевывают, как правильно писать и рисовать.
По-разному. Если это большая картина, то может занимать до года, а этюд с натуры можно написать за 20 минут, так как состояние окружающей среды быстро меняется. В творчестве нет точных сроков. Помимо работы над картиной, также считаю важным раскручивать, правильно позиционировать себя на рынке искусства. Стараться больше принимать участия в выставках, пленэрах, общаться, не брезговать интернетом. Часто у именитых художников есть свой клуб коллекционеров, которые однажды увидели одну картину и впоследствии покупают еще. Нередко бывает, что живописцы – затворники, интроверты, а нужно, наоборот, не писать в стол, более активно проявлять себя на конкурсах и выставках, тогда будет постоянный интерес и спрос на работы.
Мы совместно с моим коллегой Олегом Жидковым ведём мастерскую, где вместе с учениками много пишем с натуры, приглашаем костюмированных этнических моделей. Делаем большие картины, изучаем разные эпохи, стили.
Мои работы в основном покупают коллекционеры. С заводов заказов не было – кажется, к этой практике необходимо снова приучать, как в Советское время, когда картины висели в коридорах, столовых, актовых залах предприятий. Привлекать директоров, устраивать выставки на заводах – воссоздавать, поднимать эту культуру.
Покупатель обычно сам меня находит. Как правило, если кто-то приходит с готовой идеей, то достаточно редко беру ее в работу. Хотя не так давно писала на заказ портрет одной творческой девочки, которая занимается рисованием, музыкой, скульптурой, создает театральные макеты, но при этом заказчик хотела, чтобы работа была написана в моем стиле.
Это, конечно, потрясающее чувство, эйфория! Удивительно, что именно эта работа прошла и стала победителем конкурса, висела на главной стене, где награждали лауреатов. Очень льстит признание мэтров – для меня это значит, что я, занимаясь делом всей жизни, выбрала верный путь. Очень благодарна за поддержку профессорам – Любавину Анатолию Александровичу, Гавриляченко Сергею Александровичу, для меня всегда был важен и ценен их взгляд на работы.
Мне многое нравится, особенно сюжеты из жизни, где есть искренность, честность, где люди заняты любимым делом. К идее принять участие в фестивале «Время, вперед!» меня подтолкнула любовь к старым паровозам, сельхозтехнике, к их фактуре, большим массам пятен, ярким цветам. Помню, путешествовала в Псков и там увидела, как рабочие ремонтировали поезд, красный. Меня это очень впечатлило, по приезду быстро сделала эскиз и сразу начала большую работу – в той картине была определенная символичность: конец дня, рабочий стоит с масляными руками и курит – он устал, поезд устал, по ритмам пятен, материальности картина привлекала внимание на выставках, вызвала много дискуссий среди зрителей. Еще одна поездка была в Хакасию, нас на ПАЗиках развозили по пленэрным точкам, высадили в поле – писать нечего, но по дороге я заметила несколько комбайнов, КАМАЗы, людей, поймала попутку и с этюдником отправилась туда. Позже появились картины: «Соберем урожай в срок!» и «Догорает день. В полях Хакасии». Была еще серия «Мой завод» – там изображены помещения предприятия, где мы снимаем мастерскую. Это время как раз пришлось на 20-й год, начало пандемии, тогда никуда нельзя было выезжать. Две из работ этого цикла я представляю на пятый сезон фестиваля «Время, вперед!».
Мне очень нравится сочетать жанры, пейзажи с натюрмортами, с портретами. Люблю писать виды из окон, мастерских, крыши домов, особенно заснеженные, когда дым идет из труб. Зима в целом мое любимое время года. Нравится работать в поездках – люблю Мышкин, Суздаль, Ростов Великий, Плес, Каргополь, обожаю Крым, море, его бирюзу, которую очень трудно передать.
Конечно, участие в фестивале и финальной выставке в Новой Третьяковке – это очень престижно, особенно для молодых художников. Появляется хорошая репутация, начинают приглашать на другие выставочные проекты – происходит такой внезапный подъем по карьерной лестнице. Очень воодушевляет, когда в январе видишь большие баннеры на Новой Третьяковке с анонсом «Искусство труда». Идешь на выставку как на праздник – ведь далеко не каждый профессионал имеет возможность выставиться на такой знаковой площадке.
Также для самих художников очень важна поддержка, гранты. Я отношусь к той категории мастеров, для которых на первом месте стоит творчество, поэтому все деньги снова вкладываю в работы, материалы, покупаю краски, много холста. Подобная поддержка помогает решить и многие личные финансовые проблемы.
Обязательно пробовать, не сомневаться, не отчаиваться, если не получилось с первого раза! Возможно, что какая-то картина попадет в точку. Когда-то одна из моих работ не прошла в один из сезонов фестиваля, а спустя несколько лет произведение той же направленности заняло первое место в своей категории – поэтому если споткнулся и упал, необходимо подняться и продолжать работать над ошибками. Достигать своего, быть более упертым. Побеждать самого себя – сомнения, лень. Конечно нужно много писать, наблюдать, ходить на выставки.
Я не стараюсь жить будущим. Главное сейчас – создать много работ на выставки, больших картин, чтобы можно было показать их, к примеру, на персональной выставке в Третьяковке. Мечтаю открыть свою большую мастерскую и в дальнейшем вести учеников. Считаю, что уже нашла свой путь.
Работы Анастасии Нестеровой будут представлены на выставке в Новой Третьяковке с 13 по 27 января 2024 г.