Современное искусство от Arthope
Фотография

Себастьян Сальгадо и золотая лихорадка Серра Пелада

В начале 1980-х годов бразильский фотограф Себастьян Сальгадо отправился на рудники Серра Пелада (в переводе «Лысая Гора»), расположенные примерно в 430 километрах к югу от устья реки Амазонки. Здесь в то время разгорелась пресловутая «Золотая лихорадка».
Несколько лет назад ребенок нашел самородок золота в 6 граммов на берегу местной реки, что вызвало одну из крупнейших гонок за золотом в современной истории. Тысячи людей, надеясь быстро разбогатеть, начали копать, и как муравьи, трудясь в огромных ямах, до неузнаваемости изменили местный ландшафт.

Сальгадо сделал множество фотографий, демонстрирующих безумие и хаос, тяжелейшие условия труда, сопровождавшие добычу золота. Самые яркие фотографии запечатлели сотни рабочих (гаримпейрос), копошащихся на высочайших лестницах. На своем пике в Серра-Пелада работало около 100 тысяч человек в самых ужасных условиях. Насилие и смерть стали неотъемлемой частью жизни на руднике.
Золотой рудник Серра Пелада, Бразилия, 1986
Золотой рудник Серра Пелада, Бразилия, 1986
Рабочие вынимали грунт на дне карьера, наполняли им мешки весом от 30 до 60 килограммов, а затем поднимали их на 400 метров вверх по шатким веревочным и деревянным лестницам, где просеивали грунт. В среднем, работникам платили 20 центов за каждый мешок, с бонусом, если в его мешке было обнаружено золото. Заработная плата в среднем составляла от 2 до 3 долларов в день.

Сальгадо вспоминал: «Когда я видел все это, я просто трепетал. Передо мной прошли образы зари человечества, вот так же, наверное, возводили пирамиды». Однако, несмотря на труднейшие условия, рабочие в Серра Пелада не были угнетенными классами или бесправными рабами.
«Они были только рабами собственной мечты о золоте», — говорил Сальгадо.
Рабочие на золотом руднике, Серра Пелада, Бразилия, 1986
Рабочие на золотом руднике, Серра Пелада, Бразилия, 1986
В городке рядом с карьером процветали преступность и насилие: ежемесячно происходило по 60-80 убийств, которые даже не пытались расследовать. Тысячи несовершеннолетних девушек предлагали свои услуги за доли грамма золота. Через три месяца после начала добычи золота бразильские военные были вынуждены вмешаться, чтобы предотвратить конфликты и чрезмерную эксплуатацию рабочих. Однако, это мало помогло: по некоторым оценкам, до 90% всего добытого золота вывозилось контрабандой.

В 1985 году, в связи с многочисленными оползнями, полным отсутствием мер по обеспечению безопасности и гигиены труда, а также вследствие многочисленных судебных тяжб, шахта была закрыта.

Сегодня шахта «Серра Пелада» заброшена. Этот гигантский, созданный вручную карьер, теперь заполнен водой и состоит из небольших загрязненных озер. Рудник находится под контролем государства, которое распределяет лишь небольшие участки частным золотоискателям и охотникам за удачей. Им разрешается копать только вертикально, чтобы избежать посягательств на другие участки.
Золотая лихорадка на руднике Серра Пелада, Бразилия, 1986
Золотая лихорадка на руднике Серра Пелада, Бразилия, 1986
Фотографии Сальгадо из Серра Пелада вошли в его книгу «Рабочие» — археологическое исследование деятельности, определившей труд от каменного века до наших дней. Снимок «Труд: Серра Пелада, спины» относится к числу самых известных фотографий этой серии. Книга содержит 350 фотографий, разделенных на шесть категорий: «Сельское хозяйство», «Продовольствие», «Горнодобывающее дело», «Промышленность», «Нефть» и «Строительство».
Труд: Серра Пелада, спины, Бразилия, 1986
Труд: Серра Пелада, спины, Бразилия, 1986
Наверное, главное, что нужно знать про Сальгадо, — то, что он экономист по образованию. Его первая фотографическая работа, посвященная производству кофе, была создана во время рабочих командировок в Африку. И все миропонимание Сальгадо растет из созерцательности экономиста: он стремится понять, как функционирует человечество, сфокусировать взгляд на тех местах, где что-то пошло не так, и если возможно — вернуться, исправить и дополнить.

Работы Сальгадо, известного как одного из великих фотографов-документалистов, часто подвергаются критике за излишнюю сенсационность и романтизацию изображаемого. Тем не менее, они считаются гуманистическими и дают возможность увидеть, как функционирует человечество. Себастьян Сальгадо, экономист по образованию, стремится понять, как функционирует мир, и сфокусировать внимание на тех местах, где что-то пошло не так. Он объехал 120 стран, чтобы рассказать правду о жизни людей.
Нефть, Кувейт, 1991
Нефть, Кувейт, 1991
В своих фотографиях Сальгадо демонстрирует гигантский человеческий улей и его несовершенство. Однако его работы не лишены абстрактности, что часто уводит зрителя от сострадания к чистому созерцанию. В этом заключается противоречие и притягательность его работ. Критик Ханс Аарсман считает, что фотографии Сальгадо, несмотря на их этическую безупречность, можно сравнить с «фотографическим фастфудом», так как они красиво выстроены и легко воспринимаются.
Шахтёры, Дханбад, штат Бихар, Индия, 1989
Шахтёры, Дханбад, штат Бихар, Индия, 1989
Сальгадо не смог решить проблемы человечества своими фотографиями. Он устал от темы и решил вернуться в Бразилию, чтобы возродить родное поместье и лес, которым была усажена его наследственная земля. Параллельно он работал над проектом «Генезис», объединяя фотографии живых существ со всех концов Земли.

В 2014 году вышел документальный фильм о Сальгадо «Соль земли», созданный его сыном Джулиано и Вимом Вендерсом. Фотографии Сальгадо остаются важным вкладом в искусство, демонстрируя морально-эстетический дуализм современного мира.
«Когда я достиг края этой огромной ямы, на долю секунды я увидел разворачивавшуюся передо мной историю человечества. Строительство пирамид, Вавилонская башня, рудники царя Соломона», — говорит бразильский фотограф Себастьян Сальгадо в фильме «Соль земли».