Современное искусство от Arthope
Скульптура

Современные скульптуры Аниша Капуро

Современная скульптура Аниша Капуро

Что вам напоминает это произведение?


Действительно, оно напоминает кусок сырого мяса. Какой-то огромный, ни с чем не сравнимый по масштабу, располагающийся на стене. Он притягивает, с одной стороны, внимание зрителя, с другой стороны, пугает и даже отталкивает.


Это работа современного английского художника-монументалиста индийского происхождения Аниша Капура — очень знаменитого мастера, успешного автора, который создает такие брутальные большие и сложные объекты. Скульптуры привлекают зрителей своей загадочностью, размерами и красотой.


Целая серия его работ действительно напоминает куски сырого мяса, хотя, на самом деле, это такая картина-скульптура, потому что она образована из вязкой массы застывающего акрила и демонстрирует как бы пространство внутренностей. Аниш Капур говорит, что для него очень важно создавать искусство, которое в свою очередь, создает новые пространства, причем эти новые пространства могут быть как снаружи, так и внутри.


Он словно заглядывает внутрь живого существа (человека или животного, это не так важно) и заставляет зрителя замереть в некотором ступоре, потому что это действительно очень активная форма воздействия на человека. Форма, которая предполагается внутри.


Скульптура пигмента


Цвет в ранних работах художника перестает быть лишь средством изображения предмета, он предстает перед нами в новой функции и становится непосредственным, материально присутствующим объектом. Сначала Капур покрыл скульптуры и пол рядом с ними порошковой краской (как в работе "1000 имен", 1982 год), что, вероятно, является единственным упоминанием об индийских корнях автора. Кто бывал в Индии или видел популярные туристические фотографии из Индии, тот знает, что на любом базаре красуются такие «кучки» специй и разноцветных пигментов, которые используются в ритуалах и праздниках.


Скульптор делает удивительные вещи — каким-то образом фиксирует эту краску так, что кажется, если подуть на работу, то она рассыплется. Для самого скульптора разноцветные «кучки» — это некий объект, который одновременно и есть, и его нет, это и объект, и цвет в чистом виде.


«1000 имен» Аниш Капур
«1000 имен» Аниш Капур

Капур работает со многими цветами, но всё-таки любимый цвет у него красный, этот цвет совершенно очевидно является цветом тела и крови, цветом родины. Как говорит Капур, это то, что в находится в сердцевине. И поэтому скульптуры Аниша Капура, выполненные в этом цвете чаще всего выводят один из главных для художника сюжетов — это сюжет некой физиологии и телесности.


Затем художник экспериментирует с деформацией красочной массы. Перед вами совершенно колоссальная движущая скульптура «Моя красная родина». Яркая масса представляет собой смесь воска, вазелина и красного пигмента. Во время работы это устройство размешивает и вырезает эту краску, создавая перед зрителем процесс формирования деформации, сбора и размазывания красной массы.


«Моя красная родина» Аниш Капур
«Моя красная родина» Аниш Капур

У Аниша Капура довольно много работ с этим трагическим красным цветом, цветом крови и резни, цветом физиологии. Одна из самых амбициозных работ скульптора, сделанная для его первой ретроспективы в Лондонской академии художеств, «Svayambh» — скульптура поезда (30 тонн воска, вазелина и красной краски), который очень медленно движется по рельсам, оставляя после себя «кровавый» след. Жуткая работа, не правда ли? Санскритское слово «Svayambh» означает самозарождающейся, порождающий сам себя. Первичное физиологическое тело, которое в движении размазывается и оставляет след, превращает все пространство, через которое оно движется, в какое-то свое логово.


«Svayambh» Аниш Капур
«Svayambh» Аниш Капур

Скульптуры Капура абсолютно не фигуративны, они более или менее абстрактны, но делают то же самое, что и классические скульптуры - изображают тело, дают нам попытку понять, что мы представляем и как мы воспринимаем наше собственное тело.

Инсталляция и перформанс в одном лице «Стрельба в угол», 2008-2009 — это пушка, стреляющая «кровавыми» комьями смеси воска и пигмента. После этой выставки шутили, что потребовалось очень много времени, чтобы отмыть Лондонскую королевскую академию.


Важно отметить ритуал стрельбы: на выставке был специально нанятый артиллерист, стрелявший в определённое время. Конечно, дело было не только в том, как жирная красная субстанция размазалась по углу, но и в звуке и запахе.  Потому как эта установка издает определённые запахи (не обязательно неприятные) и отдача от этой пушки, которая буквально сотрясает весь музей. Это действительно сложное физическое ощущение, которое испытывает зритель, недаром художник назвал эту работу «психодрамой», напомнив, что в мире, где одной из главных движущих сил является насилие, признание тоже является его актом.


«Стрельба в угол» Аниш Капур
«Стрельба в угол» Аниш Капур

Существует еще множество других работ скульптора, продолжающие тему переживания физического тела, крови и нутра. Создавая скульптурное и физическое ощущение цвета, работы Аниша Капура вызывают одновременно отвращение и восторг.