Новости, обзоры, топы
Топы

Вандализм в искусстве: 5 интересных примеров

Марсель Дюшан vs Леонардо да Винчи

Первым иронизировать над общепризнанными шедеврами начал Марсель Дюшан: в 1919 году он пририсовал усы «Джоконде» Леонардо да Винчи — к счастью, не к оригиналу.

Тем не менее, этот художественный акт прославил Дюшана. Он сделал обычным делом иронию над каноническими произведениями искусства. Его последователи преобразовывали уже подлинные картины.

Марк Бриджер vs Дэмиен Хёрст

«Черная овца»
«Черная овца»
Другой современный художник, Дэмиен Хёрст, сам стал жертвой арт-вандализма. В 1994 году Марк Бриджер одним движением превратил инсталляцию Хёрста «Отбившаяся от стада» в свою работу «Черная овца».
Бриджер пришел в Serpentine Gallery, где выставлялась знаменитое произведение молодого Дэмиена Хёрста, и вылил в сосуд с формальдегидом, в который был помещен ягненок, банку чернил. На суде Бриджер заметил, что просто «предложил интересное дополнение к работе Хёрста», однако суд признал его виновным в акте вандализма.
Штраф Бриджер так и не заплатил: в отличие от своего коллеги, он бедствовал и был приговорен к двум годам условно. Сам Хёрст позже создал собственную «Черную овцу».

Александр Бренер vs Казимир Малевич

Испорченная картина Казимира Малевича
Испорченная картина Казимира Малевича
Художник и политический активист Александр Бренер стоял у истоков московского акционизма, из которого выросли арт-группа «Война» и Pussy Riot. Он участвовал во множестве радикальных перформансов в середине 1990-х, но стал известен всему миру благодаря тому, что в 1997 году нарисовал на картине Малевича, выставляемой в амстердамском Stedelijk museum, огромный знак доллара — за это художник отбыл пять месяцев тюремного заключения.

Корнелия Паркер vs Огюст Роден

Скульптура Огюста Родена «Поцелуй»
Скульптура Огюста Родена «Поцелуй»
В 2003 году британская художница Корнелия Паркер обмотала скульптуру Огюста Родена «Поцелуй» белой пряжей, длина которой составляла одну милю — это отсылало к работе Марселя Дюшана, использовавшего одну милю нити для того, чтобы создать «паутину» в галерее. Несмотря на то, что действия Паркер были согласованы с кураторами Tate Britain, посетители и многие журналисты восприняли ее действия как акт вандализма.
Работа Паркер вскоре была незаконно «разрушена» с помощью другой художественной акции: художник-стакист Пирс Батлер (стакизм — художественное движение, противопоставляющее себя объединению «Молодые Британские Художники), разрезал нити, опутывающие скульптуру, в то время как вокруг нее начали целоваться множество молодых людей.

Юан Чай и Джан Джун Кси vs Марсель Дюшан

«Фонтан» Марселя Дюшана
«Фонтан» Марселя Дюшана
В 2000 году в Tate Modern чуть не произошел еще один акт вандализма: перформансисты из Китая Юан Чай и Джан Джун Кси попытались помочиться в инсталляцию «Фонтан» Марселя Дюшана, которая представляет собой обычный писсуар, однако их быстро поймали работники галереи.
Другому художнику, итальянцу Пьеру Пиночелли, повезло больше: в 1993 ему все же удалось применить писсуар по назначению, когда «Фонтан» выставлялся во французском Ниме. Стоит отметить, что оригинальная инсталляция Дюшана была утеряна еще при жизни художника, поэтому он изготовил восемь копий, которые хранятся в музеях по всему миру, среди которых и Tate Modern.