Современное искусство от Arthope
Перформанс

Мэрилин Арсем: Остановись и заметь жизнь вокруг

Представьте: вы идёте по парку, спешите на встречу, в голове крутятся дела, телефон пиликает уведомлениями. А под ногами — целый мир. Муравей тащит крошку, лист дрожит от ветра, где-то в траве прячется чья-то крохотная жизнь. Мы редко это замечаем, правда? Американская художница Мэрилин Арсем, легенда перформанс-арта, в своей работе 2019 года «The Lives We Rarely Notice» («Жизнь, которую мы редко замечаем») заставляет нас остановиться. И не просто остановиться, а буквально рухнуть на колени, чтобы разглядеть то, что мы обычно топчем в спешке.
Арсем — это не про громкие заявления или яркие инсталляции, которые кричат о себе. Её искусство — тихое, но настойчивое. В 2019 году на Биеннале в Куритибе (Бразилия) она провела перформанс, который стал настоящим вызовом нашей привычке жить на автопилоте. Ползая в городском парке Passeio Público, она приглашала зрителей исследовать «другую жизнь» — ту, что существует прямо под носом, но остаётся невидимой. Это не постановка с декорациями и не театр с заранее прописанным сценарием. Это живое действие, где сама Арсем становится проводником в мир мелочей: травинок, насекомых, случайных звуков.
«Я ползала по парку и предлагала людям посмотреть на целый мир, который мы упускаем из виду, замечая только собственную жизнь.

Используя увеличительные стекла, мы могли бы увидеть множество существ, живущих рядом с нами, но на то, чтобы по-настоящему увидеть их, у нас нет времени.

Обнаружив насекомых, деревья, растения, лишайники и камни, я размещала небольшую ленту в этом месте. Это позволило другим увидеть то, что видела я: красоту крохотного мира вокруг нас.

Когда я вышла из парка, по всей территории были развешаны флажки, которые оставляли люди. Они продолжили моё дело: отмечали жизнь, на которую мы редко обращаем внимание».

Почему ползать по парку — это искусство?

Мэрилин Арсем работает с перформансом уже почти полвека (да, она начала ещё в 1975 году!), и её подход — это всегда про «здесь и сейчас». Никаких репетиций на годы вперёд, никаких заготовок. Она приезжает на место — будь то заброшенная шахта в Арктике или парк в Бразилии — и реагирует на то, что видит. В «The Lives We Rarely Notice» она буквально слилась с землёй, двигаясь медленно, почти незаметно, как часть пейзажа. Зрители могли присоединиться, а могли просто смотреть, но в любом случае это было приглашение задуматься: что мы упускаем, пока бежим по своим делам?

Её перформансы часто называют «длительными» — и не зря. Арсем может часами выполнять одно действие: считать до 5800, смотреть, как тает лёд, или, как в этом случае, ползти по парку. Но это не скука, а медитация. Она будто растягивает время, заставляя нас почувствовать его иначе.

Арсем и её магия

Мэрилин Арсем — не просто художница, а исследовательница человеческих ощущений. Она основала группу Mobius в Бостоне, учила перформансу в Школе Музея изящных искусств, написала манифест «THIS is Performance Art» (2011), где чётко сказала: искусство перформанса — это не театр, не шоу, а реальность, которая рождается прямо сейчас.

«The Lives We Rarely Notice» — это не просто перформанс, а напоминание. Мы живём в мире, где всё мелькает: ленты соцсетей, новости, дедлайны. А Арсем говорит: "Эй, притормози. Посмотри вниз. Там тоже жизнь". И знаете что? Она права. Может, стоит попробовать? Не обязательно ползать по парку (хотя почему бы и нет?), но хотя бы раз в день замечать что-то маленькое, незаметное. Это и есть её искусство — не кричащее, не навязчивое, но такое, что остаётся с вами надолго.