Представьте: вы идёте по парку, спешите на встречу, в голове крутятся дела, телефон пиликает уведомлениями. А под ногами — целый мир. Муравей тащит крошку, лист дрожит от ветра, где-то в траве прячется чья-то крохотная жизнь. Мы редко это замечаем, правда? Американская художница Мэрилин Арсем, легенда перформанс-арта, в своей работе 2019 года «The Lives We Rarely Notice» («Жизнь, которую мы редко замечаем») заставляет нас остановиться. И не просто остановиться, а буквально рухнуть на колени, чтобы разглядеть то, что мы обычно топчем в спешке.
«Я ползала по парку и предлагала людям посмотреть на целый мир, который мы упускаем из виду, замечая только собственную жизнь.
Используя увеличительные стекла, мы могли бы увидеть множество существ, живущих рядом с нами, но на то, чтобы по-настоящему увидеть их, у нас нет времени.
Обнаружив насекомых, деревья, растения, лишайники и камни, я размещала небольшую ленту в этом месте. Это позволило другим увидеть то, что видела я: красоту крохотного мира вокруг нас.
Когда я вышла из парка, по всей территории были развешаны флажки, которые оставляли люди. Они продолжили моё дело: отмечали жизнь, на которую мы редко обращаем внимание».

Почему ползать по парку — это искусство?
Её перформансы часто называют «длительными» — и не зря. Арсем может часами выполнять одно действие: считать до 5800, смотреть, как тает лёд, или, как в этом случае, ползти по парку. Но это не скука, а медитация. Она будто растягивает время, заставляя нас почувствовать его иначе.
Арсем и её магия
«The Lives We Rarely Notice» — это не просто перформанс, а напоминание. Мы живём в мире, где всё мелькает: ленты соцсетей, новости, дедлайны. А Арсем говорит: "Эй, притормози. Посмотри вниз. Там тоже жизнь". И знаете что? Она права. Может, стоит попробовать? Не обязательно ползать по парку (хотя почему бы и нет?), но хотя бы раз в день замечать что-то маленькое, незаметное. Это и есть её искусство — не кричащее, не навязчивое, но такое, что остаётся с вами надолго.



