Современное искусство от Arthope
Перформанс

«Чёрное облако» – Тревожная поэзия хрупкого бытия

Карлос Аморалес — мексиканский художник, чьи работы исследуют границы между красотой и тревогой, реальностью и вымыслом. Его инсталляция Чёрное облако (Black Cloud), впервые представленная в 2007 году, стала одной из самых знаковых работ в его карьере. В 2017 году эта работа была вновь интерпретирована и представлена на 57-й Венецианской биеннале, где Аморалес представлял Мексику.
Карлос Аморалес (род. 1970, Мехико) — мультидисциплинарный художник, работающий с такими медиа, как инсталляция, видео, графика, скульптура и перформанс. Его работы часто основаны на его цифровом архиве Archivo Líquido (Жидкий архив), который содержит векторные изображения, заимствованные из поп-культуры, природы и личных наблюдений. Black Cloud — это одна из ключевых работ, созданных на основе этого архива, где силуэты бабочек и мотыльков превращаются в физические объекты.
Изначально вдохновением для Чёрного облака послужили личные переживания художника. Аморалес рассказывал, что идея инсталляции пришла к нему во сне после прощания с умирающей бабушкой в 2007 году. Этот личный момент трансформировался в универсальное размышление о жизни, смерти и хрупкости бытия. Название намекает на предчувствие беды, но в то же время инсталляция вызывает чувство удивления и восторга.

Инсталляция 2017 года

В 2017 году Чёрное облако была представлена в рамках Венецианской биеннале как часть экспозиции Аморалеса Life in the Folds (Жизнь в складках). Инсталляция состояла из десятков тысяч (по некоторым данным, до 30 000) чёрных бумажных мотыльков и бабочек, вырезанных вручную или с помощью лазера и приклеенных к стенам и потолкам выставочного пространства. Эти силуэты, варьирующиеся по размеру и форме, создавали эффект роя, который, казалось, парит в воздухе, заполняя пространство.
Процесс установки был трудоёмким: команда из 14 человек работала несколько дней, чтобы вручную разместить каждый мотылёк. Тщательность, с которой каждый элемент прикреплялся к поверхности, контрастировала с общей атмосферой хаоса и подавляющей массы. С близкого расстояния мотыльки выглядели хрупкими и изящными, но в совокупности они создавали ощущение угрозы, напоминая о библейских образах чумы или апокалиптических роев.
Чёрное облако вызвала восторженные отзывы за свою способность одновременно очаровывать и беспокоить. Зрители описывали ощущение, будто они оказались в центре роя, что вызывало как детское удивление, так и чувство тревоги. Критики отмечали мастерство Аморалеса в создании работы, которая работает на нескольких уровнях: визуальном, эмоциональном и философском.
В контексте Венецианской биеннале инсталляция была воспринята как мощное заявление о хрупкости жизни и сложности человеческих эмоций. Её способность адаптироваться к различным культурным и архитектурным контекстам сделала её универсальной, но в то же время глубоко личной.