Современное искусство от Arthope
Скульптура

От сказочных персонажей до повседневных сцен: волшебство кукольного искусства Ирины Верхградской

Ирина Верхградская – известный мастер кукольного искусства из Новосибирска, чьи творения покорили сердца многих людей по всему миру. В ее коллекции более 1500 работ, от исторических персонажей до жанровых сценок.
Ее увлечение куклами началось в детстве, когда мама маленькой Ирины подарила ей куклу, сшитую вручную. Девочка сразу влюбилась в свою новую подружку и назвала ее Людкой. Конечно, кукле нужны были и наряды, и мебель, поэтому Ирина потихоньку училась шить, вязать, придумывать все новые и новые вещи и сюжеты для игр.
— В моем послевоенном детстве не было таких шикарных красивых кукол, как сейчас, и мама сшила мне из ткани куклу ростом сантиметров 50, и я назвала её Людка. Она стала моей самой любимой и оставалась ей, даже когда уже появились покупные куклы. Помню, даже спала с ней, — вспоминает мастерица. — Когда мне было лет 10, я попала в больницу, и старшая сестра сшила для меня очень маленькую куклу. После выписки все мои игры закрутились вокруг этой куклы. Я стала требовать папу-маму для неё, подружек и других персонажей.
Жизнь заставила отказаться Ирину от своего увлечения куклами. Повзрослев, Ирина выучилась на товароведа и устроилась на работу в книжный магазин. И вот однажды, в самом начале Перестройки, женщине захотелось сделать особый подарок своим детям. На свет появились два Деда Мороза и Снегурочка (чтобы малыши не ссорились), а потом два клоуна, два пирата... А некоторое время спустя один из новосибирских музеев пригласил Ирину организовать персональную выставку, которая длилась более полугода. После такого успеха мастерица поняла, что нашла свое призвание.
В настоящее время на создание одной игрушки Ирины уходит в среднем от 10 до 14 дней. В определенных случаях сначала разрабатываются эскизы будущей работы, чтобы создать цельную и продуманную историю. Тело кукол изготавливается из запекаемой пластикики и искусственного шелка, предварительно пропитанного и грунтованного. Лица и детали прорисовываются при помощи масляных красок.
За 30 лет творчества Ирины было создано множество самых разных кукол. Художница признается, что главный ее мотиватор в творчестве это чтобы игрушки несли какие-то знания детям. Так, одна только коллекция по истории костюма насчитывает около 500 работ. Но большая часть уроков Ирины совсем другого толка.
Серия «Дорогие мои старики» возникла из глубокой любви и сочувствия к непростой, часто одинокой жизни пожилых людей. В миниатюрах Ирины бабушки и дедушки занимаются повседневными занятиями: ходят в магазины, встречают почтальонов, читают книги, смотрят телевизор, занимаются садоводством и проводят время с внуками. Каждая сценка словно кадр из реальной жизни. Однако при просмотре этих произведений в груди возникает непередаваемое чувство, а на глазах наворачиваются слезы. «Дорогие мои старики» напоминает нам о важности заботы и внимания к старшему поколению.
— Как-то две совсем юные девочки подошли к моему столику на выставке и притихли. Долго смотрели, потом ушли молчаливые, задумчивые. Но особенно дорого для меня, когда люди после мои кукол пишут или говорят: «Пойду позвоню маме», «Завтра поеду к бабушке». Один мужчина написал: «Утром поссорился с отцом, посмотрел фотографии, пойду мириться». Это самое главное для меня.