Современное искусство от Arthope
Скульптура

Честное интервью с Владиславом Аксёновым

Владислав Аксёнов – художник современного искусства, попавший в арт-среду из мира моды. О смене деятельности, поиске своего стиля и опыте взаимодействия со средой в честном интервью с Владиславом.
Как Вы стали художником?
Я художник с 4 лет. В посёлке при Доме Культуры меня отдали в школу ДПИ. Там было все: лепка, рисование, выжигание, работа с разными материалами. Мне нравилось работать со всем – это и дерево, и железо, и бумага и много чего еще! А вот с 12 лет у меня начался творческий перерыв. Продлился он 25 лет. За этот период у меня открылась резиденция молодых художников в 2006 году и появился Модный Дом Vladislav Aksenov, который просуществовал до 2017 года. На самом деле еще 2014 году я постепенно начинал возвращаться в творчество и стал больше уделять внимание современному искусству. Мода изжилась внутри меня, и я вошел в новый этап своей жизни с искусством. В том же 2014 году я создал серию арт объектов «Вторая жизнь куклы» и презентовал ее на открытии «Studio 7».
Серия Я больше не игрушка. 2023
Серия Я больше не игрушка. 2023
Считаете ли Вы, что современному художнику необязательно учиться, а необходимо только найти способ отражать действительность, эмоции и проблематики?
В истории искусства много признанных художников не имеющих профессионального образования. В современном мире, художников без профильного образования еще больше. С развитием современного искусства, новых технологий, появлением новых медиа и материалов, разных направлений, а также снижением требований к искусности, в то время, когда высказывание и смысл важнее самого предмета, образование стало не обязательным. Я не хочу сказать, что оно вообще лишнее, но без него можно обойтись. Тем более очень много художников пришло из смежных творческих профессий – мода, театр, кино, графический дизайн, архитектура и т.д. На одной из моих работ написано: «Чтобы нагадить (насрать) в банки, приклеить банан на стену и купить писсуар, художественное образование не нужно». Это мое послание снобам.
Четыре работы из серии Секс на асфальте. 2024
Четыре работы из серии Секс на асфальте. 2024
В современной арт-среде, институции предлагают продвижение и развитие часто именно молодым художникам до 35 лет. Как вы относитесь к этой практике? Как она влияет на вас?
На меня это влияет плохо, мне это не нравится. Мне кажется художникам 35+ есть что сказать. Сказать что-то более осмысленно и глубоко в отличии от молодого поколения. Тем более из молодых художников только 5% останется в профессии по разным причинам. Если бы такие институции как Blazar и Win-Win сделали помимо ярмарок до 35 еще и ярмарку 35+, все увидели бы разницу в глубине послания.
Коричневая. 2023
Коричневая. 2023
Протест – это принцип работы или характера?
Я не люблю стандартизацию, рамки и границы. Я считаю это мешает человеку развиваться, смотреть шире, понимать и принимать новое. Все выдают полученную информацию за принятую для себя догму. Что это, так и никак иначе. Это меня конечно подколбашивает. То есть, если у меня другое видение этой ситуации, то я не прав!? Не люблю навязывания своего мнения. Тем более если об этом говорит человек некомпетентный в вопросе.

Когда ты слушаешь авторитетного человека, и ты понимаешь, что он говорит, и это не конфликтует с твоим анализом и логикой, ты принимаешь это и делаешь своим знанием. У меня это происходит так. Поэтому протест – это моя муза в работе и принцип характера.
Две работы из серии Трасса М11. 2023
Две работы из серии Трасса М11. 2023
С какими видами изобразительного искусства вы работаете и какие темы используете?
Для выражения своих мыслей, я создаю ассамбляжи, инсталляции и арт-объекты. Мне нравится работать с объемом. В них включены повседневные предметы, бывает, совершенно бытовые. С их помощью я говорю о эмоциях, с которыми сталкиваюсь. Для меня также важны и остросоциальные вопросы. Я использую их проблематику в работах, когда чувствую потребность высказаться. Зачастую иронизирую над абсурдом, который встречаю в жизни, в том числе и в современном искусстве.
Можете рассказать о какой-нибудь своей остросоциальной работе?
Могу рассказать о работе «Вера, надежда, любовь – умерла». Эта инсталляция посвящена людям, которые испытали боль, которые не смогли справиться, испытали безысходность. О людях, которые не смогли попросить о помощи или их не поняли, не услышали, не увидели их боль. От которых отмахнулись. Испытывая эту сильную боль, они теряли веру, в то, что может все наладится, теряли надежду что им помогут, теряли любовь к жизни. В тот момент они не думали о том, какую боль принесут своим близким, потому что их боль была сильнее. Их окутывал страх и безысходность. Они считали это единственным выходом, решением, освобождением.

В свою очередь, те родные и близкие, которые видели, боролись и хотели помочь, тоже теряли веру, надежду, любовь.
Вера, надежда, любовь - умерла. 2024
Вера, надежда, любовь - умерла. 2024
Вы работаете в основном сериями? Какая серия стала самой тяжелой для вас?
Да, у меня почему-то не получается работать единичными произведениями. Задумываешь вроде одну работу, а в период создания приходит еще куча идей. А я человек хозяйственный. Не оставлять же идеи бесхозными. Приходится делать серию. Иногда бывает сложно остановиться.

На второй вопрос отвечу так: все серии тяжелые физически, но если речь о другом, то у меня нет тяжелых для меня серий. Тяжелыми мне кажутся работы, которые ты начал, но потерял мысль. Когда перегорел ими. Когда нет желания ее продолжать, и идея стоит мертвым грузом.

Или же, в момент создания работы, тебе пришла идея другого произведения, она захлестнула тебя полностью, и ты перескочил с одной работы на другую, а затем еще на другую. Получается первая работа застряла. Ее надо доделать, а времени и желания нет, но и гештальт не закрыт. И вот такие работы тяжелые. Они стоят немым укором.
Серия Застрявшие. 2024
Серия Застрявшие. 2024
Какую технику Вы используете в своем творчестве и что на Ваш взгляд самое сложное?
Я использую совершенно разные техники. Самое сложное, после того как пришла идея нового произведения, это технические вопросы. Из каких материалов это будет сделано, как крепить и какие краски применять, так как не все материалы по химическому составу и хрупкости, дружат друг с другом. Когда я делал инсталляцию «Вера, надежда, любовь – умерла» мне нужен был материал визуально дорогой, но недорогой по стоимости, прочный, но не очень тяжелый. В результате остановился на искусственном камне. Но сейчас, я не стал бы его использовать. С каждым произведением я набираю опыт работы с материалами и технологиями. Это очень сложно, но бесценно. Это позволяет мне упростить технологию создания произведения в будущем.
Ваш узнаваемый стиль – это арт-объекты, сотканные из тяжелых эмоций, наделенные сакральным смыслом объекты повседневности. Когда у вас сформировался такой метод?
Это мой способ очищения. Накопившееся, невысказанное. Кто-то ходит к психологу, кто-то в церковь, а я в мастерскую. Выплеснул свой протест или вину, или непонимание на холст или воплотил в форме арт-объекта, и тебе легче. А вообще, мои работы не сотканы из тяжёлых эмоций, во всяком случае, далеко не все. У меня много разного концептуализма, и в наш век придушения художественной свободы, они кажутся тяжелыми, опасными. Но это не так.
Моя муза. 2023
Моя муза. 2023
Расскажите, основываясь на своем опыте, как перейти от одного рода деятельности к другому и полностью пересмотреть свои профессиональные пристрастия?
Ну, если из электрика податься в хирурги, то здесь наверно могут быть сложности. А если ты из одной творческой профессии идешь в другую смежную среду, то здесь ничего сложного не вижу. Как я говорю своим студентам: творческие способности и талант — это не врожденное, это приобретенное, так же, как и креативность. А если это сдобрить интеллектом, чувством юмора, психологией, жизненной философией и опытом, то вообще без проблем. Но! Это хорошо так размышлять, когда у тебя есть ресурсы, время, деньги и группа поддержки. А если нет, то с этим сложно и никакие советы не помогут. Все же знают, что профессия художника – это длинная дистанция. Если рассматривать профессию художника со стороны способа заработка, то далеко не все работы покупают, а они копятся и толка от этого нет. Конечно, если вы станете известным художником, то после смерти, все работы разойдутся, НО ВАМ-ТО ЧТО С ЭТОГО КРОМЕ ИМЕНИ? Да и оно тоже, вне жизни, не нужно.
Белые демоны и Черные Ангелы. 2023
Белые демоны и Черные Ангелы. 2023
Что такое успех для вас как художника?
Успех для меня — это признание, публичность. Вас видят, признают, считаются с вами. Вас приглашают на выставки, вас покупают музеи. Вас коллекционируют, ваша стоимость растет. А успех+ — это когда у вас идет запись (очередь) на ваши работы.
Что можете пожелать начинающим художникам?
Пожелания начинающим художникам – это неблагодарное занятие. У всех свой путь. Формула? Ее нет. Рисовать кошечек-собачек, мне кажется, путь в никуда. Свободно самовыражаться может быть опасным в наше время. Надо найти свою середину, побольше креатива и экспериментов с идеями и материалами.