Современное искусство от Arthope
Живопись

Яёи Кусама: яркое творчество яркой женщины

Яёи Кусама
Яёи Кусама – 94-летняя японская художница, в работах которой присутствуют черты феминизма, минимализма, сюрреализма, ар брют, поп-арта и абстрактного экспрессионизма. Из-за своей яркой манеры описывает себя как «навязчивую художницу».
У Яёи была очень строгая мать, она требовала от девочки тотального подчинения и исполнения всех обязанностей, а за непослушание сильно била. Психика ребёнка просто не могла не пострадать от такого насилия, поэтому у маленькой художницы появились галлюцинации и видения, из-за которых она чуть не покончила жизнь самоубийством. После обращения к психиатру Кусама начала рисовать, чтобы сгладить беспокойное состояние. Но её жестокая родительница наказывала не только непослушание, но и всякие порывы творчества: когда девочке было всего 10 лет, мать выбросила все её краски, кисти и бумагу, и сказала, чтобы Яёи готовилась к работе домохозяйкой.
«Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу», — вспоминает Яёи.
Яёи Кусама
Яёи Кусама
Отличительная черта её работ – рисунок в горошек, «сети бесконечности», взяты из её галлюцинаций.
Яёи – сильная женщина, которая всю жизнь шла против того, что её не устраивало. Так, в 1948 году, несмотря на угрозы матери, художница поступила в городскую школу искусств и ремёсел Киото.
Настоящей мотивацией для Кусамо стала американская художница Джорджия О’Кифф. Она настолько поразила Яёи, что та разузнала её адрес и написала ей письмо, после чего они стали переписываться, а итогом этого стал переезд японки в США, туда художница взяла далеко не все работы, уничтожив те, что напоминают ей о прошлом.
Первой выставкой Яёи стала выставка в Галерее Зои Дюссан. В Нью-Йорке же художнице не очень везло с выставками, а работы особо не монетизировались, поэтому ей приходилось буквально выживать.
В Нью-Йорке Кусама отличилась своими перформансами. Один из самых популярных – «Самоуничтожение. Анатомический антивоенный взрыв», художница украсила обнажённые тела протестующих фирменным узором.
Яёи Кусама
Яёи являлась организатором хеппенингов в Центральном парке и на Бруклинском мосту, часто это были протесты против Вьетнамской войны. В начале 1960-х художница начала работы с фаллическими выступами, эта сторона творчества в дальнейшем оказалась одной из тех, которые ассоциируются именно с ней.
С марта 1977 года Кусама добровольно легла в психиатрическую больницу, в которой остаётся по сей день. Это место является отдельной страницей её истории, там она издала множество сборников и романов, не оставшихся без наград: «The Hustlers Grotto of Christopher Street» получил премию Tenth Literary Award от журнала Yasei Jidai в номинации «дебютирующий писатель».
Яёи Кусама
Яёи Кусама
Пиком её карьеры считают 90-е: Кусама трижды удостаивалась чести представлять Японию на Венецианской биеннале - в 1993, 1998 и 1999 годах. В 1994 году она украсила станцию метро в Лиссабоне. К началу нулевых Яёи уже была обладательницей множества престижнейших наград в области искусства и литературы, а в 2006 стала первой женщиной Японии, получившей Императорскую премию.
Цель творчества этой яркой женщины - приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».
Сейчас существует прижизненный музей Яёи Кусама, находится он рядом с её мастерской и госпиталем, в котором художница лежит. Это пятиэтажный корпус японской архитектурной фирмы «Kume Sekkei», напоминающий пять кубиков, поставленных друг на друга. Внутри есть несколько галерей, пространств с высокими потолками, необычными формами и окрасками.