Современное искусство от Arthope
Фотография

Смотрительницы: за кулисами искусства

Фотограф Энди Фриберг создал уникальную серию снимков под названием «Guardians», в которой он запечатлел музейных смотрительниц в различных художественных музеях России. Эти женщины, сидящие и охраняющие коллекции, становятся неотъемлемой частью произведений искусства, создавая атмосферу, в которой зритель может глубже понять и почувствовать искусство.
Фотограф Энди Фриберг живет и работает в Сан-Франциско. На протяжении многих лет он фотографирует людей, связанных по роду своей деятельности с искусством: галеристов, арт-дилеров, искусствоведов, художников.

В 2008–2009 годах он создал серию фотопортретов музейных смотрительниц в разных российских художественных музеях – Русском музее, Пушкинском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже. Во время съемок фотограф беседовал со своими «моделями» и был покорен их глубокой любовью к искусству, за которым они «присматривают».

Свой проект фотограф назвал Guardians («Смотрительницы»). В него вошли 39 снимков, сделанных в российских художественных музеях. Проект получил награду Photolucida’s Critical Mass book award и был издан отдельной книгой в 2010 году.
«В художественных музеях России женщины сидят и охраняют коллекции. Когда вы смотрите на картины и скульптуры, присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью самого произведения искусства.

Я обнаружил, что наблюдать за смотрительницами так же интересно, как и за произведениями искусства. В беседах они рассказывали мне, как им нравится быть среди великого искусства России. Женщина из Государственной Третьяковской галереи в Москве сказала, что часто возвращается туда в свой выходной, чтобы посидеть перед картиной, которая напоминает ей о доме ее детства».
«Пообщавшись с ними, я понял, насколько безгранично они влюблены в искусство, какими большими знаниями они владеют, это настоящие профессионалы. Я встречал вышедших на пенсию учёных, историков, стоматологов.

Одна женщина призналась мне, что тратит на дорогу три часа, но нисколько не жалеет о том, что каждый день она проводит в этом храме настоящего, чистого искусства. Это гораздо лучше и полезнее обычных посиделок бабушек у подъезда. …Когда вы рассматриваете картины или скульптуры, то присутствие смотрительниц становится неотъемлемой частью вашего знакомства с художественными произведениями. Я считаю, что изучение этих женщин не менее интригующе, чем изучение самих произведений искусства».
Энди Фриберг подчеркивает, что изучение этих женщин так же интересно, как и изучение самих художественных произведений. Присутствие смотрительниц становится важным элементом знакомства зрителя с искусством, добавляя ему уникальную глубину и контекст.