Современное искусство от Arthope
Фотография

«Кадры из фильмов без названия» — высказывание Синди Шерман о роли женщины в обществе

21 снимок «Кадры из фильмов без названия»
Шерман всегда знала, что «фотоаппарат лжет». Это отличало ее от других фотографов того же поколения и их предшественников, полагавших, что фотография говорит правду. Она была одним из первых художников, использующих фотографию, чтобы выразить свое творческое видение мира, а не просто копировать его.
Синди Шерман занимается творчеством уже около 50 лет. Её выставки в числе самых посещаемых, а сообщения о фантастических продажах её работ на торгах уже давно никого не удивляют. Более 20 фотографий художницы были проданы на аукционах за суммы, превышающие миллион долларов. Например, в 2014 году на аукционе Christie’s за $6,773 миллиона был продан 21 снимок из серии «Кадры из фильмов без названия» (его вы видите на фото выше), а в 2015 году 48-й «кадр» продан за $2,965 миллиона и попал в список десяти самых дорогих фотографий в мире. Об этой серии снимков и пойдет речь в этой статье.

История

Синди родилась в Нью-Джерси в 1954 году. Она была младшей из пяти детей в семье инженера и учительницы. Отец Шерман был очень трудным человеком, который часто унижал ее мать и изводил детей. Брат Синди не смог найти себя в жизни и, вернувшись к отцу, покончил с собой в возрасте 27 лет. Эти трагические события повлияли на Синди, и она начала искать способы справиться со своими эмоциями и чувствами.

Все началось с того, что Синди начала наряжаться в разные костюмы и образы, и фотографировать себя в зеркало. Она создавала разные образы, включая образы домработниц, звезд кино и манекенщиц. В 1975 году она поступила в колледж и начала изучать живопись, но вскоре поняла, что рисование не приносило ей ни радости, ни удовлетворения, ни понимания своего творческого пути. Она решила переключиться на фотографию, и это стало переломным моментом в ее жизни.
«Кадры из фильма без названия» № 10, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 10, Синди Шерман

«Кадры из фильмов без названия»

Серия работ под названием «Кадры из фильма без названия» (Untitled Film Stills) является, пожалуй, самой известной серией работ Синди Шерман. Она была создана в период с 1977 по 1980 годы и включает в себя 69 черно-белых фотографий, на которых художница изображена в различных женских образах, вдохновленных типичными героинями голливудских фильмов 30-50-х годов. Фотографии, как кадры, имели только номер.
Синди воплощалась в кинооблики то одинокой растерянной провинциалки, напуганной ритмом большого города, то несчастной любовницы, недавно пережившей трагический разрыв с любимым, то испуганной домохозяйки на кухне, то сексуального котёнка, томно ждущего ласки, то холодной стервы, готовой растерзать или расчётливо отдаться. Зрительницы узнавали в ней своих любимых героинь сразу из десятка фильмов и отождествляли себя с персонажами.
Многие снимки Синди Шерман могут вызывать неудобство, ужас или даже страх, так как они показывают женщину в уязвимом положении. Зритель может оказывается в роли наблюдателя, который охотится на беззащитных женщин. Хотя мужской взгляд явно присутствует в ее работах, Шерман искусно изменяет ракурсы, выражения и обстоятельства, чтобы обнажить этот взгляд, который часто скрывается во время объектификации женского тела.

Изображение женщин в голливудских фильмах с 1930-х по 1950-е годы определяется перспективой, которая объективирует женское тело. Фильмы, снятые в ту эпоху, являются частью патриархальной структуры, и они усиливают представление о женщинах как о вещах, на которые следует смотреть для удовольствия мужчин. Единственная цель женщин - представлять объект мужского желания и поддерживать главную мужскую роль в фильме, а они сами не имеют собственных целей и желаний.

Шерман поставила под сомнение неестественность женских ролей и их стереотипную функцию в обществе. Она передавала особое настроение и представление о том, как неуютно чувствует себя женщина под мужскими взглядами и как уязвима она в обществе, где представительницы слабого пола все еще находятся на вторых ролях. Одновременно она показывала, как фотография может создавать образы и воздействовать на наше восприятие.

Кадры

В работах № 81 и № 2 прослеживается та тонкая грань волнения и переживания, которая держит зрителя в напряжении. На обеих фотографиях изображена женщина либо в нижнем белье, либо только прикрытая полотенцем, когда они смотрят на себя в зеркало. Они, кажется, так озабочены своим отражением, что больше ничего вокруг себя не замечают.
«Кадры из фильма без названия» № 81, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 81, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 2, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 2, Синди Шерман
На фотографии № 6 мы видим женщину, которая эротично позирует в своей постели в нижнем белье. Однако её лицо, кажется, пародирует всю ситуацию. Оно выглядит чересчур мечтательным и даже немного глуповатым, тем самым как бы высмеивая всю ту нелепость ситуации, в которой оказываются её героини. Важно отметить, что большинство работ этой художницы показывают женщин в расслабленных позах, часто демонстрирующих свои тела или одетых в женственную, а порой и провокационную одежду.
«Кадры из фильма без названия» № 6, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 6, Синди Шерман
Фотография № 48 показывает женщину, стоящую на обочине дороги со своим багажом, не подозревающую, что за ней следят. Зритель видит только её спину, что создаёт угрожающую атмосферу, подчёркиваемую облачным небом и длинной дорогой, которая кажется бесконечной. Картина делает зрителей частью опасной ситуации, в которой они, вероятно, не хотели бы оказаться.
«Кадры из фильма без названия» № 48, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 48, Синди Шерман
На фотографии под названием № 82 также изображена, казалось бы, опасная ситуация, запечатленная через вуайеристический взгляд. На ней изображена женщина, одетая только в ночную рубашку, сидящая в изолированной комнате. Она, кажется, либо глубоко задумалась и не осознаёт, что за ней наблюдают, либо напугана из-за своего наблюдателя. Оба сценария ставит зрителя в некомфортное положение, заставляя задуматься о том, что происходит на самом деле и чем так сильно напугана героиня кадра.
«Кадры из фильма без названия» № 82, Синди Шерман
«Кадры из фильма без названия» № 82, Синди Шерман
Синди удалось довольно тонко выстроить свою историю: никакого флирта, никаких подмигиваний — абсолютный обман. Она построила мир без мужчин, добрый, встревоженный, женственный.