Новости, обзоры, топы
Новости

Журналисты выяснили, что у нескольких работ Дэмьена Херста подделаны даты создания

Журналисты выяснили, что у нескольких работ Дэмьена Херста подделаны даты создания
The Guardian выяснила, что у трех скульптур с мертвыми животными в формальдегиде подделаны даты создания.
В 1991 году художник создал первую работу в известной серии Natural History, запечатлевшей мертвых животных в формальдегиде. Херст назвал ее «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Она представляла собой четырехметровую тушу тигровой акулы в резервуаре с раствором формальдегида.
В 1993 году Херст представил для Венецианской биеннале еще одну скульптуру из серии Natural History «Разделенные мать и дитя» — разрезанные пополам корова и теленок, помещенные в разные аквариумы.
В 2017 году в галерее Гагосян в Гонконге открылась выставка работ Херста «Visual Candy and Natural History», датированных 1990-ми годами. Среди них были три работы в формальдегиде, ранее не выставлявшиеся на публике: «Голубь» (1999), «Каин и Авель» (1994) — два теленка в аквариумах, «Миф исследованный, объясненный, взорванный» (1993–1999) — акула, разрезанная на три части, в трех резервуарах.
«Голубь» (1999), Дэмьен Херст
«Голубь» (1999), Дэмьен Херст
«Голубь», как считается, по окончании выставки в Гонконге был продан в частную коллекцию, а телята с акулой впоследствии не раз выставлялись в музеях и галереях Нью-Йорка, Мюнхена, Лондона и Оксфорда как примеры работ Херста 1990-х годов.
Однако, пишет The Guardian, все три эти скульптуры были созданы сотрудниками Херста в его мастерской в Дадбридже в английском графстве Глостершир в 2017 году.
Как правило, даты на произведениях искусства означают годы его создания. Компания Дэмьена Херста Science Ltd в ответ на запрос журналистов заявила, что даты, которые художник назначает своим формальдегидным работам, не соответствуют датам их создания.
«Каин и Авель» (1994), Дэмьен Херст
«Каин и Авель» (1994), Дэмьен Херст
«Работы с формальдегидом — концептуальные произведения искусства, и под датой, которую назначает им Дэмьен Херст, подразумевается дата формулировки концепции произведения. На протяжении многих лет он ясно давал понять, что важно в концептуальном искусстве — это не физическое создание объекта или обновление его частей, а скорее намерение и идея, лежащие в основе произведения искусства», — заявили в компании.
Адвокаты художника добавили, что датировка концептуальных произведений искусства не контролируется каким-либо отраслевым стандартом, а для Херста использование «даты концепции» всегда было обычным подходом, поскольку артист имеет полное право быть непоследовательным в датировке своих произведений.
Однако, пишет The Guardian, такой подход противоречит отраслевым нормам мира искусства. Галеристы и продавцы современного искусства, с которыми общались журналисты, утверждают, что дата, присвоенная произведению, обычно обозначает год его физического создания, а не год его замысла.
«Миф исследованный, объясненный, взорванный» (1993–1999), Дэмьен Херст
«Миф исследованный, объясненный, взорванный» (1993–1999), Дэмьен Херст
Выставка 2017 года в Гонконге была для Херста хорошей возможностью продемонстрировать свои старые работы на новом рынке в Восточной Азии, отмечает издание. В интервью газете South China Morning Post, приуроченном к открытию выставки, Херст заявлял, что представленные экспонаты сейчас ему нравятся больше, чем тогда, когда они создавались. Художник также добавил, что некоторые работы «демонстрируют свой возраст».
Источники The Guardian говорят, что компания Херста специально поручала сотрудникам состарить скульптуры для той выставки, чтобы они выглядели, как будто были созданы в 1990-х годах.
Юристы художника заявили в ответ, что иногда работам Херста в рамках «художественного процесса» придавали вид «состаренных или потрепанных». Однако представители художника отрицают, что сотрудникам Science Ltd когда-либо приказывали «физически состаривать» работы, чтобы ложно выдать их за более старые произведения искусства.