Современное искусство от Arthope
Технологии

Светящийся кролик: как искусство соединяется с наукой

Биоарт — это направление в современном искусстве, которое оформилось в 1990-х годах. Его особенность в том, что произведения — не привычные нам картины или скульптуры: в своих работах художники биоарта используют живые ткани, бактерии, микроорганизмы или целые экосистемы. Они могут, например, вырастить на руке искусственное ухо, вживить под кожу чип или скрестить свою ДНК с ДНК цветка.

В создании таких арт-объектов участвует наука, используются достижения генной инженерии и другие биотехнологии, а художники часто и сами — ученые. Работы они делают не в мастерских, а в специальных лабораториях, где есть все условия для сохранения используемого материала и его обработки.
Эдуардо Кац, бразильско-американский современный художник, в 2000 году начал проводить эксперименты с генами. Художник вживил зеленый флуоресцентный белок (GFP) медузы в гены кролика-альбиноса, чтобы создать Альбу (светящегося кролика). Белая в нормальных условиях, Альба излучает флуоресцентное зеленое свечение под синим светом.
«Мы вступили в новую эру. Требуется новое искусство. Не имеет смысла использовать краски так же, как их использовали в пещерах».
Эдуардо Кац
Эдуардо Кац
По словам Каца, Альба — это создание в искусстве диалога: два или более чувствующих существа (человеческих и нечеловеческих) обсуждают свой опыт. Смысл крольчихи — не сияние в ультрафиолете, а возможность наслаждаться обществом художественной химеры: ведь Альба, как и любой другой кролик, очень общительна. Наряду с крольчихой участником художественного произведения становятся зрители, которые вступают с ней в контакт. Вслед за зрителем и крольчихой в диалог вступают наука и искусство, этика и обсуждение — и все существует во взаимосвязи со всем.
Работа вызвала много споров в обществе и прессе: когда кролика показали на выставке, все заговорили об ответственности художника за произведение, о том, где же находится граница творчества, и в принципе о будущем человечества и природы.