Новости, обзоры, топы
Обзоры

Интервью #2. Татьяна Ян

1. У вас очень узнаваемый стиль. Вы, пожалуй, единственный российский художник, который много лет и так скрупулезно работает с темой античности. Почему именно античная культура?

– Сегодня я далеко не одинока в моем внимании к античности, напротив, с каждым днем эта тема все чаще появляется на выставках, можно сказать, что античность становится трендом. Мои личные отношения с античностью начались в Риме. Полюбив этот город, неизбежно начинаешь погружаться в его историю, в его древности.

Римская античность была адаптированным пересказом греческой культуры. И таким образом, один пласт культуры переходит в другой, увлекая за собой идущего в глубину веков.  

«Чувство античности» – перефразируя «чувство Рима» Муратова – радостное, поднимающее, расширяющее внутренние границы. Для меня это не отделенное от реальности музейное эстетическое переживание.

В античности есть утраченная сегодня мера всех вещей, та точку отсчета, от которой по сей день идет развитие европейской культуры, даже если это уже далеко не всегда слышно и понятно. В ней ясность смыслов и соразмерность человека небу, которые сегодня почти утрачены. Соразмерность творения с той подлинной Красотой, которая мир оправдывает и спасает.

По сути, рассматривая сегодня античность, которая дошла до нас во фрагментах и руинах, мы ведем разговор со временем, видим его автопортрет.

Татьяна Ян

2. У вас много довольно масштабных полотен. Как долго вы работаете над каждой картиной?

– Каждая работа идет своим порядком, порой довольно быстрый процесс – три-четыре сеанса. Порой замысел так кардинально меняется по ходу работы, что в результате на одном подрамнике пишешь две-три разных работы. И это уже совсем другое время.

Татьяна Ян

3. Расскажите о творческом процессе? Что для вас важно в момент создания? Свет в мастерской, музыка или недавние впечатления?

– Прежде всего необходимы условия для концентрации, исключить все, что отвлекает, войти в покой, в свой внутренний ритм, когда остаешься один на один с холстом на мольберте. Это каждый раз серьезное усилие, каждый раз маленькая смерть и маленькое рождение.

Сейчас я в основном работаю в мастерской на даче, где большое окно на всю стену, в котором мой сад, дальние поля, речка, горизонт и небо. Я как бы над миром, но вижу весь пейзаж.  

4. Как часто ваши работы выставляются на региональных площадках? Хочется увидеть их, например, в Екатеринбурге.

– К большому сожалению, это происходит довольно редко.

Татьяна Ян

5. До середины осени в Музее архитектуры им. Щусева проходила выставка, посвященная памяти искусствоведа Ивана Ивановича Тучкова. Вы были одним из участников проекта. По какому принципу отбирались работы для экспозиции?

– Эта выставка для меня одна из самых дорогих среди прочих моих проектов. Она сложилась на основе взаимной дружбы и любви – прежде всего, с покойным Иваном Ивановичем Тучковым, который был уникальной личностью очень большого масштаба и одной из самых знаковых фигур в российской истории искусства. И моей любови к Риму, со всем, что входит в это безмерное понятие. И нашей большой дружбе с куратором выставки Викторией Анисимовой и с моим коллегой художником Валерием Сировским.

Для меня это был еще и своеобразный римейк на мою большую выставку 2015-го года в стенах музея «Via Sacra», с которой, собственно, и началась вся моя римская история.

6. Будут ли эти произведения на вашей персональной выставке «Фрагменты времени» в галерее Фонда Крафт-Павлова? И что нового увидят посетители?

– Некоторые работы перейдут в экспозицию новой выставки, но в новом контексте на других стенах всегда все выглядит по-иному. Особенность проекта «Фрагменты времени» в том, что я делаю акцент на графических работах, в которых продолжаю исследовать проявление античной меры и форм в современной нам реальности.

7. Планируется ли параллельная программа, авторские экскурсии или еще что-то?

– Мы планируем и встречи, и музыкальные вечера (в зале есть прекрасный рояль), но программа будет несколько позже. И конечно я буду встречать гостей и отвечать на вопросы посетителей.

Татьяна Ян