Новости, обзоры, топы
Обзоры

Инна Алтунашвили: «Что человек почувствует, когда увидит мою работу – это самое важное»

Фестиваль «Время, вперёд!» каждый год открывает новые имена в мире искусства. Тема труда становится все более актуальной, приобретает дополнительные смыслы, привлекает для осмысления все большее количество художников. Одним из открытий текущего года стало творчество художницы Инны Алтунашвили. С ее конкурсной работой «Теплый вечер» вы сможете ознакомиться с 17 января по 7 февраля 2025 года на площадке Новой Третьяковки.
Инна Алтунашвили
Инна Алтунашвили

Инна, расскажите о старте вашей карьеры, о детстве в Екатеринбурге. Как оно повлияло на выбор профессии художника?

Справедливо считать, что детство является временем становления художника, формирования его личности. Моя семья приехала на Урал по распределению – папа работал инженером. Мы жили в Екатеринбурге – тогда это был Свердловск – до того, как мне исполнилось шесть лет. При этом в моей жизни также было лето, которое мы проводили в Воронеже и Сухуми. Вот почему детство ассоциируется не только с Уральскими горами, снегом, лыжами, но и с воронежскими полями, сухумскими пальмами и морем. Кроме того, ребенком я читала сказки Бажова, интересовалась историей Демидовых – все эти впечатления легли в основу моего опыта, сформировали отношение к природе и жизни. Кроме того, Урал славится своим сильным художественным училищем, наш сосед был художником – все это подтолкнуло меня к тому, чтобы затем, в Воронеже, поступить в художественную школу и училище.
Алтунашвили И.
Алтунашвили И. "Первый снег на Белом море." х. м., 50х120 см 2009

Вы с отличием окончили Воронежское художественное училище. Какие моменты из этого периода вы считаете наиболее значимыми для вашего творчества?

Воронеж сыграл большую роль в моей жизни. В городе только одна художественная школа, которая собрала очень сильных художников. Мой первый педагог Агошкова Татьяна Федоровна была строгой, однако, давала правильные знания, научила основам, которые пригодились в дальнейшем. Художественная школа и училище – это время накопления знаний, мои первые шаги на пути в профессии, полные сомнений и переживаний. Так как я не из семьи художников, мне очень помогла поддержка педагогов, тот опыт, который они мне передали. Уже на пятом курсе появилось четкое понимание, что необходимы дополнительные знания, нужно поступать в высшую школу, в Академию художеств – я рада, что меня поддержали родители. Наверное, именно в тот момент наступил окончательный поворот, и я приняла решение связать свою жизнь с творчеством.
Алтунашвили И.
Алтунашвили И. "Остров Валаам." х. м., 90х80 см 2009 Картина награждена Благодарностью Российской Академии художеств ( выставка "Молодые таланты", Музей Академии художеств им. И. Е. Репина, 2009 ) Собрание Музея Изобразительных Искусств Республики Карелия

Ваш дипломный проект «Теплый вечер» получил высокую оценку. Теперь работа прошла на выставку «Искусство труда». Как вы пришли к созданию картины, что она для вас значит?

На выставке представлен эскиз моей дипломной работы, которая хранится в Академии художеств. Эта картина стала результатом пленэрных поездок на реку Пинега, в деревню Гридино. Мир лодок, чаек, рыболовных сетей, деревенских домов дал основу целой серии работ. При этом «Теплый вечер» появился первым. Мне очень хотелось передать то удивление, которое я испытала на Севере, когда увидела, как люди обустраивают свой быт. Стремилась показать красоту окружающего мира, продемонстрировать, какой ещё бывает Россия. Могу отметить, данная работа несколько более «свободная», чем сам диплом. С этой картиной я принимала участие в нескольких выставках, в том числе «Молодежном потоке» на Академической даче в Вышнем Волочке под руководством Левитина.
Алтунашвили И.
Алтунашвили И. "Декабрь." х.м., 120х110 см, 2018

Ваша карьера включает множество выставок, как в России, так и за границей. Какой из этих проектов был для вас наиболее запоминающимся?

Мне запомнилось участие во Всероссийской молодежной выставке, выставке Санкт-Петербургского союза художников, мероприятии «Семья – душа России», проекте «Не о войне» Сергея Андрияки. Также моя работа «Белая ночь у Белого моря» в прошлом году была представлена на Карельском биеннале изобразительного искусства в Петрозаводске. Сейчас в России наблюдается расцвет выставок, люди хотят увидеть картины вживую, что тоже даёт стимул для творчества.

В 2014 году я также участвовала в пленэрах парижского Cité des Arts – тогда была возможность походить по музеям и выставкам, и я отметила, что иностранцы больше занимаются перфомансами и инсталляциями, реалистичное искусство представляли отдельные художники, в том числе из постсоветских стран, например, из Эстонии.

Однако посетителям было интересно реалистичное направление – видела фотографии, где люди стояли у картин, смотрели. Думаю, это связано с тем, что зрители не всегда хотят, чтобы им объясняли смысл произведения, стремятся сами установить эмоциональный диалог с полотном. Вот почему для меня самое важное – что человек почувствует, когда увидит мою работу, какие воспоминания и эмоции она у него вызовет. В этом очень похожи и наши, и зарубежные любители искусства.
Алтунашвили И.
Алтунашвили И. "Лунная ночь." х.м., 100х100 см, Собрание ГМВЦ "РОСИЗО"

Тема труда занимает важное место в вашем искусстве? Почему вы выбрали сюжеты на рыболовную тему для своих работ на фестиваль? Как вы думаете, какое значение имеет труд для современного общества и искусства в частности?

Труд отражает подвиг каждого дня, шага, момента, сохраняет память. Он всегда вокруг нас, в красоте окружающего мира. Русский Север давно вдохновляет художников, невозможно не восхищаться трудом многих поколений, связанных с морем, с рыболовецким промыслом. Даже рыболовные сети, которые мы встречаем в повседневной жизни, имеют отсылку к библейским сюжетам. Вижу, что сама тема труда сегодня приобретает множество значений. Когда человек чём-то увлечен, трудится – это тоже творчество. Ещё Репин говорил, что 20% творческого успеха художника – это талант, остальное – трудолюбие. Вот почему художник без труда, без работы не может реализовать свои замыслы, свой талант.
Алтунавшили И.
Алтунавшили И. "Автобус по расписанию". Серия "Воронеж." холст, масло, 105х110 см, 2023

Вы преподаватель в СПбХУ им. Н.К. Рериха. Как вы передаете свои знания и опыт молодым художникам?

Я преподаю рисунок в училище имени Рериха, работаю с дизайнерами, у которых немного другой взгляд на некоторые вещи в искусстве. У нас классическая программа, мы изучаем традиции русской школы. Думаю, когда начинаешь говорить со студентами, объяснять что-то, это помогает им по-другому увидеть некоторые моменты из жизни, взглянуть на свои произведения, расширить кругозор. Ведь для работы важно не только знание программ, навыки, но и насмотренность, приобщение к общей истории искусства.

Расскажите, пожалуйста, о своем опыте участия в пленэрах. Какие эмоции и вдохновение вы извлекаете из таких событий?

Пленэры всегда помогают найти сюжеты, материал для картин, увидеть что-то новое в жизни, позволяют стать свободнее в работе, расписаться. На пленэры мы обычно приезжаем с небольшими картонками 20x20, а через две недели уже можем написать большой холст за один сеанс. Кроме того, когда достаю работы, сделанные на пленэрах, я могу вспомнить свои ощущения, вернуться в тот момент времени. На мой взгляд, вдохновение черпается именно из природы. Хотя сейчас мои пленэры сократились и в основном длятся два дня, даже этот короткий период помогает встряхнуться, очистить палитру, почувствовать «живую кровь».

Как вы узнали о фестивале «Время, вперед!» и что вас привлекло в этом проекте?

За фестивалем я следила давно, видела, что участвуют мои знакомые, коллеги. Нравилось, как организовано мероприятие. Наблюдала, какое вдохновение художники черпают от пленэров, от поездок на заводы. Однако подать заявку я никак не решалась. При этом с опытом, чем больше я участвовала в различных выставках, тем больше начинала осознавать диапазон своих картин, расширяла представление о теме труда. Все это побудило меня принять участие в текущем сезоне, представить свою работу.

Какие планы у вас на будущее? Какие темы и идеи вы хотели бы исследовать в своем творчестве дальше?

Есть большие надежды и планы завершить эскизы, которые уже начаты, в том числе из серии «Воронеж», портреты семьи, отца, парижский цикл. Жизнь всегда подбрасывает какие-то новые идеи, поэтому работа идёт долго. К отдельным картинам я возвращаюсь, когда готова. Сейчас есть желание завершить начатое, вернуться к любимым темам.