Новости, обзоры, топы
Обзоры

Интервью #1. Туман Жумабаев

1. Что вы ощущали, когда открывали свою первую выставку? Это был 1996 год, Австрия

Было ощущение будто так и должно быть, всё шло своим чередом. На этот момент меня всё же знали в России, работы продавались и особых ожиданий от зарубежной выставки не было, без амбиций. Запомнилось, что австрийские люди были очень дружелюбны, хорошо приняли и много улыбались. Я чувствовал себя как дома, рядом со мной были друзья из России.

2. Большинство ваших работ написано в тёплых тонах, почему?

На самом деле это зависит от вашего видения, восприятия моих работ. А работ очень много, разных. Но люди часто заостряют внимание на чём-то одном. Увидев как-то на моей выставке цветочные композиции, думают, что я пишу только их. А потом с удивлением спрашивают: "Ты ещё и портреты умеешь писать?! А пейзажи какие!" Так же с тонами красок, нет ограничений…

Груши

3. Был ли в жизни момент, когда творчество уходило?

Кризисы бывают часто, есть свои проблемы. А творчество - это одно удовольствие. Когда пишешь, всё забывается. Но бывает и больное состояние - когда в воображении - одно, а на деле ничего не получается. Видишь гамму, а передать не получается. И постоянно эта борьба продолжается, как в студенческие годы, так и до сих пор.

Почему? Потому что мысли ВСЕГДА опережают! За ними невозможно успеть, это болезнь всех художников. Смотришь на натуру и начинается видение: соотношение цветов каждую минуту меняется, ты не знаешь за что ухватиться, не знаешь как передать.
-Чтобы написать этюд, я просто час наблюдаю, со временем наслаждение всё больше. Начинаешь больше цветовых гамм видеть… Но когда пытаешься передать, все равно чувствуешь себя бездарным, получается процентов 5-10 из того, что видишь. В этом состоянии помогает медитация.

Бухта

4. Сколько вы тратите в среднем времени на написание одной работы?

Я не отслеживаю время. Пишу до момента, пока не заканчиваются эмоциональные ощущения.

5. Вы член общества художников-портретистов Америки с 2006 года, ваши работы выставляются во многих галереях мира. Скажите, вам никогда не хотелось переехать жить в другую страну или всё таки природа России и красота Питера не отпускают вас?

Я родился в Киргизии и переехал в Россию, в другую страну не хочу. Почему Россия? Россия - та страна, где рождается любовь и духовность, в Европе такого нет. Россия - страна для художников и творчества.

У меня есть проект «Душа России» - создаю портреты известных деятелей культуры и искусства (Елена Образцова, Георгий Товстоногов, Алиса Фрейндлих и др.) Они свое мироощущение передали нам на высоком уровне. Я испытываю к ним большую благодарность хочется думать о них, изображать их, это будто духовный обмен. Это признание в любви.

Подсолнухи. В степи

6. Хотели бы вы, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам, построили карьеру в сфере искусства?

Мой старший сын, Исал, с самого детства занимается скульптурой, он уже достиг определенного уровня и обрел поклонников своего творчества и у него есть много перспектив на будущее. Есть разные ветви в жизни, но истина одна: всё равно все достигают счастья или духовного роста. У меня нет желания чтобы мои дети стали кем-то, у меня есть желание, чтобы они стремились к этому росту, чтобы им было интереснее жить, чтобы получали удовольствие от того, что делают.

7. Что вы можете посоветовать начинающим художникам?

Смотреть, наблюдать, насыщать внутренний мир. А средства - как передать ваш внутренний мир - найдутся. И попробуйте любить тех, кто вас критикует, мысленно обнимайте их и понаблюдайте за своими ощущениями. Бывает, что враги приносят пользы больше чем друзья. Критика - очень хорошая вещь, особенно если она пробуждает в вас эмоцию. Если у вас возникает ненависть, значит у вас была рана и вы были больны, а критика лечит людей. В любой критике есть что-то хорошее.