Современное искусство от Arthope
Фотография

На Американском Западе: дань уважения простым людям и их непростой жизни

Американский Запад
Простые американцы – шахтёры, нефтяники, рабочие, безработные, домохозяйки, пьяницы, бродяги в фундаментальной драматической серии портретов Ричарда Аведона – «Американский Запад».
Гигантские (полтора на два метра) портреты были сделаны в 17 штатах и 189 городах. Привычно, что такие монументальные размеры предназначались для знаменитостей, моделей и президентов. Никто не ожидал увидеть на подобных изображениях простых американцев. Ричард Аведон снял их с тем же пиететом, с которым снимал Энди Уорхола и Мэрилин Монро.
Рой Ханикатт, подрядчик родео, Аламоса, Колорадо, 1983. Фотограф Ричард Аведон
Рой Ханикатт, подрядчик родео, Аламоса, Колорадо, 1983. Фотограф Ричард Аведон

От глянцевых журналов до фотографий обычных работяг

Немного предыстории для начала. Ричард Аведон (1923-2004) стал знаменитым фотографом достаточно рано, в 35 лет, и карьеру он сделал в глянце, снимая самых красивых и знаменитых людей на планете. Он был общепризнанным мастером портретной съёмки и автором многочисленных выставок в американских музеях самого крупного калибра.
В его объективе успели побывать несколько президентов США, голливудские кинозвёзды (например, Мэрилин Монро), легендарные музыканты, лучшие мировые модели и даже обнажённые члены арт-группы «Фабрика» во главе со своим основателем Энди Уорхолом. Он работал штатным фотографом в американскиом Vogue. Его любили за смелые и неожиданные решения, предельную откровенность и особую любовь к движению — осуждали, впрочем, за то же самое.
Мэрилин Монро, 1957 г. Фотограф Ричард Аведон
Мэрилин Монро, 1957 г. Фотограф Ричард Аведон
Майя Плисецкая. Фотограф Ричард Аведон
Майя Плисецкая. Фотограф Ричард Аведон
В сфере модной фотографии ему как будто было немного тесно или же скучно: он постоянно пытался расширить рамки приемлемого, экспериментируя с динамикой, ракурсами, позами и эмоциями моделей – порой не самыми безобидными методами.
По-настоящему раскрыть свой талант Ричарду удалось в серии снимков «Американский Запад», в которой нет ни одного кадра знаменитости. На ней изображены простые американские жители. Именно эта серия показала в свое время всю глубину пропасти между мечтой, миром глянца и реальной жизнью обычных людей. Она показала американцам их собственные лица и вызвала бурю негодования в тот момент, когда была представлена. Эти фотографии отказывались выставлять музеи и галереи. Люди снятые Аведоном не хотели узнавать себя на фото, деятели искусства подвергли альбом серьёзной критике сразу после его выхода. Признание этот альбом получил спустя долгие годы.

Американцы без прикрас

Пять лет с 1979 по 1984 год фотограф колесил по Западу Америки, объездил 17 штатов и 189 городов. Фотографировал на ярмарках, родео, спускался в угольные шахты, снимал на нефтяных месторождениях, в тюрьмах. Серия состоит из чуть более сотни изображений обычных американцев – хотя, согласно информации Фонда Ричарда Аведона, всего снимков было сделано более 800 штук. «Американский Запад» Ричард Аведон назвал лучшей своей работой.

На каждом снимке – житель одного из западных штатов, представитель американского рабочего класса: шахтёр, ковбой, фермер, добытчик нефти, моряк и другие. В неё так же вошли портреты детей и стариков, богачей и безработных, которых успел запечатлеть Аведон в течение своего путешествия.
Бойд Фортин, тринадцатилетний Скиннер гремучей змеи, Свитуотер, Техас, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Бойд Фортин, тринадцатилетний Скиннер гремучей змеи, Свитуотер, Техас, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Роджер Скаарланд, Джим Бингхэм, Угольные шахтеры, Reliance, Вайоминг, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Роджер Скаарланд, Джим Бингхэм, Угольные шахтеры, Reliance, Вайоминг, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Ричард Аведон намеренно снимал своих героев вне контекста, на белом фоне, с мягким приглушенным светом. Он не пытался с ними контактировать, не смотрел в камеру, стараясь не вносить авторское видение в портреты. Он снимал людей, такими, какими они были в обыденной жизни. Уставшими, злыми, хмурыми, озабоченными. И ему удалось, то, что не удавалось сделать никому до этого. Он показал разницу между тем, кто мы есть и тем, кем мы хотим казаться.
Это была демократизация фотографического изображения, в которой Аведон заявил себя первопроходцем. Его забавляло, что люди могут смотреть на пустое лицо модели и находить его более интересным, чем изможденное лицо шахтера.
Для некоторых героев серии пристальное и такое непривычное внимание известного фотографа стало знаковым и поворотным моментом в судьбе. Билли Мадд – водитель, которому Аведон предложил сделать его портрет, был очень одиноким, подавленным в тот период. Когда он впервые увидел свою фотографию, признался, что был поражен тому, как Аведону удалось раскрыть в нём что-то такое, о чем он сам не подозревал. Портрет изменил Мадда, он уволился с работы и вернулся к своей семье, начал новую жизнь.
Билли Мадд, дальнобойщик, Альто, Техас, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Билли Мадд, дальнобойщик, Альто, Техас, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Аведону удалось запечатлеть сокровенное «я» своих героев. Сам фотограф признался, этого не случилось бы, если бы не новое ощущение смертности, которое он испытывал тогда из-за тяжелых сердечных заболеваний и старения. В 1974 году у фотографа диагностировали приобретённый порок сердца, и это подтолкнуло его к новым исследованиям человеческой натуры. Он назвал «Американский Запад» данью уважения простым людям и их непростой жизни.
«В каждой работе отчётливо запечатлён тот факт, что я вплотную подошел к финальной черте своей жизни», – признаётся Аведон.
Проект «Американский Запад» завершился выставкой и каталогом. Сегодня он признан как один из самых важных фотографических проектов 20-го века. Все изображения находятся в собственности Музея американского искусства Амона Картера, по инициативе которого была создана серия.
Петра Альварадо, фабричный рабочий, Эль-Пасо, Техас, в день своего рождения 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Петра Альварадо, фабричный рабочий, Эль-Пасо, Техас, в день своего рождения 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Рональд Фишер, пчеловод, Дэвис, Калифорния, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Рональд Фишер, пчеловод, Дэвис, Калифорния, 1981. Фотограф Ричард Аведон
Би Джей Ван Флит, девять лет, Эннис, Монтана, 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Би Джей Ван Флит, девять лет, Эннис, Монтана, 1982 г. Фотограф Ричард Аведон
Хуан Патрисио Лобато, Карни, Рокки Форд, Колорадо, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Хуан Патрисио Лобато, Карни, Рокки Форд, Колорадо, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Том Страуд, нефтяник, Велма, Оклахома, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Том Страуд, нефтяник, Велма, Оклахома, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Блю Клауд Райт, работник скотобойни, Омаха, Небраска, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Блю Клауд Райт, работник скотобойни, Омаха, Небраска, 1979 г. Фотограф Ричард Аведон
Хесус Сервантес, Мануэль Эредиа, заключенные, тюрьма округа Бексар, Сан-Антонио, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Хесус Сервантес, Мануэль Эредиа, заключенные, тюрьма округа Бексар, Сан-Антонио, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Мари Ларсен, пациентка государственной больницы, Лас-Вегас, Нью-Мексико, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Мари Ларсен, пациентка государственной больницы, Лас-Вегас, Нью-Мексико, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Дэвид Бисон, экспедитор, Денвер, Колорадо, 25 июля 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Дэвид Бисон, экспедитор, Денвер, Колорадо, 25 июля 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Джон Харрисон, продавец пиломатериалов, и его дочь Мелисса, Льюисвилл, Техас, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Джон Харрисон, продавец пиломатериалов, и его дочь Мелисса, Льюисвилл, Техас, 1981 г. Фотограф Ричард Аведон
Джо Добош, добытчик урана, Черч-Рок, Нью-Мексико, 1979. Фотограф Ричард Аведон
Джо Добош, добытчик урана, Черч-Рок, Нью-Мексико, 1979. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Гонсалес, заключенная, тюрьма округа Бексар, Сан-Антонио, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Гонсалес, заключенная, тюрьма округа Бексар, Сан-Антонио, Техас, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Диксон, упаковщик мяса, Аврора, Колорадо, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Роберт Диксон, упаковщик мяса, Аврора, Колорадо, 1983 г. Фотограф Ричард Аведон
Ричард Гарбер, бродяга, межштатная автомагистраль 15, Прово, Юта, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон
Ричард Гарбер, бродяга, межштатная автомагистраль 15, Прово, Юта, 1980 г. Фотограф Ричард Аведон